Решение по заявлению Прокурора Левокумского района о признании незаконным бездействия администрации МО п. Новокумского.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 года                                                                с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ворониной С.А.

С участием старшего помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И.

При секретаре судебного заседания Батаевой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Левокумского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Юникова С.А. в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Левокумского района Юников С.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края мотивируя тем, что прокуратурой района в ходе проверки установлены нарушения законодательства: на 10-11 февраля 2012 года на территории муниципального образования поселка Новокумского не обеспечено устранение зимней скользкости на автомобильных дорогах поселения, что подтверждается информацией ОГИБДД отдела МВД России по Левокумскому району. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, в части предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости и обязать администрацию муниципального образования поселка Новокумского обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог поселения путем устранения зимней скользкости на автомобильных дорогах по ул. Комсомольская, Советская, Садовая поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края.

В судебном заседании старший помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. заявление поддержал и пояснил суду, что органом местного самоуправления допускается бездействие при решении вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них. В ходе проверки установлено, что на 10-11.02.2012 года зимняя скользкость на автомобильных дорогах по ул. Комсомольская, Советская, Садовая поселка Новокумского не ликвидирована. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, в части предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости и обязать администрацию муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог поселения путем устранения зимней скользкости на автомобильных дорогах по ул. Комсомольская, Советская, Садовая поселка Новокумского.

Представитель администрации муниципального образования Касторин А.В. с заявлением согласен и пояснил суду, что заключен договор подряда с ГУП «Буденновское МДРСУ» на выполнение работ по очистке улиц поселка Новокумского от снега и обработки проезжей части противогололедным материалом. Обработаны центральные улицы, остальные пока не обработаны.

Выслушав ст. помощника прокурора Самарина В.И., Касторина А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.

Данным законом предусмотрено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8 статьи 6).

Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения (пункт 5 часть 1 статья 14).

В Уставе муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края также указано, что к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( пункт 5 статьи 7) (л.д.20).

Частью 1 статьи 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 года № 257 - ФЗ (в ред. от 18.07.2011 года) установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Исходя из Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 года № 160 (ред. от 06.08.2008) "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по зимнему содержанию входят: - механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; - круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; - устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников); - поддержание в чистоте и порядке автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололедных материалов на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях.

Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 года утвержден ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлен нормативный срок ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик - от 4 до 6 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

Как следует из статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В результате проверки, проведенной прокуратурой Левокумского района были установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 на автомобильных дорогах, расположенных по улицам Комсомольская, Советская, Садовая поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края.

Данный факт подтверждается сообщением ОГИБДД отдела МВД России по Левокумскому району (л.д. 8), актом от 11.02.2011 года, а также показаниями свидетеля В.А. пояснившего суду, что на 11 февраля 2011 года в п. Новокумский по улицам Комсомольская, Советская, Садовая зимняя скользкость (твердый снег) не была ликвидирована.

Выявленные нарушения увеличивают вероятность аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий, угрожают жизни и здоровью граждан - жителей поселка Новокумского.

Согласно Руководству по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденному распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 года № ОС-548-р, для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводятся следующие мероприятия: профилактическая обработка покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидация снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных противогололедных материалов; обработка снежно-ледяных отложений фрикционными материалами (пункт 4.4.1).

В части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" закреплено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с требованиями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Судом установлено, что, администрация муниципального образования поселка Новокумского, к вопросам местного значения которой относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, не принимает все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства по содержанию дорог в состоянии, обеспечивающем безопасность движения.

Администрацией муниципального образования поселка Новокумского заключен договор подряда № ... от 01.12.2011 года с и ГУП "Буденновское МДРСУ" (л.д.15). Предметом договора является выполнение работы по очистке улиц на территории п. Новокумского от снега, обработки проезжей части противогололедным материалом (пункт 1.1). Действие договора определено с 01.01.2012 года по 31.03.2012 года (пункт 4.1).

Однако, то обстоятельство, что администрация муниципального образования поселка Новокумского возложила исполнение обязанности по выполнению работ по очистке улиц на подрядную организацию, не освобождает администрацию от ответственности, поскольку в силу положений статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых возложено исполнение, отвечает сам должник.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Левокумского района обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.

В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Прокурор Левокумского района вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании неправомерными бездействия администрации муниципального образования поселка Новокумского, так как Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 (ред. от 07.02.2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" (часть 1 статьи 1) определено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, что закреплено в части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Левокумского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, в части предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости.

Обязать администрацию муниципального образования поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог поселения, устранив зимнюю скользкость на автомобильных дорогах по ул. Комсомольская, Советская, Садовая поселка Новокумского, Левокумского района, Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                     С.А. Воронина