Решение по делу № 2-77/2012 по заявлению прокурора Левокумского района об оспаривании бездействий органа местного самоуправления.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года                                                                       с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Иванова М.А.,

с участием пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Самарина В.И.,

при секретаре: Редун Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. об оспаривании бездействий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л:

         В Левокумский районный суд в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Левокумского района Юников С.А. с заявлением об оспаривании бездействий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования села Приозерского, Левокумского района Ставропольского края,

        В обоснование требований указал, что органом местного самоуправления допускается бездействие при решении вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части не обеспечения устранения зимней скользкости на автомобильных дорогах поселения по ул. (адрес) с. Приозерского.

       Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в части предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости; обязать администрацию муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог поселения путем устранения зимней скользкости на автомобильной дороге по ул. (адрес), с. Приозерского Левокумского района Ставропольского края.

Глава администрации муниципального образования села Приозерского Шинакренко И.В. в суд не явился, направив заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, решение просит вынести на усмотрение суда.

Суд, на основании ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Левокумского района Самарин В.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме настаивал на их удовлетворении, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Кроме того, просит применить положения ст.212 ГПК РФ и обратить в случае удовлетворения заявленных требований, решение к немедленному исполнению, учитывая погодные условия и то факт, что замедление исполнения решения может оказаться невозможным.

Выслушав доводы прокурора, допросив свидетеля, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Конституция РФ (ст. 130) устанавливает, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления.

В силу ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц -населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда участников дорожного движения, охраны их жизни и здоровья.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

При этом, статьей 3 вышеназванного Закона установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения и т.д.).

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93) предусмотрено, что ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик осуществляется в срок от 4 до 6 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

Согласно 4.4.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 № ОС-548-р, для предупреждения образования или ликвидации зимней скользкости проводятся следующие мероприятия: профилактическая обработка покрытий противогололедными материалами до появления зимней скользкости или в начале снегопада, чтобы предотвратить образование снежного наката; ликвидация снежно-ледяных отложений с помощью химических или комбинированных противогололедных материалов; обработка снежно- ледяных отложений фрикционными материалами.

Из информации ОГИБДД отдела МВД России по Левокумскому району от (дата) № ... следует, что проведенной проверкой ... февраля 2012 года установлено, на ул. (адрес), с. Приозерского Левокумского района не обеспечено устранение зимней скользкости на автомобильной дороге.

Согласно указанной информации администрацией муниципального района с. Приозерского, нарушены требования ГОСТ Р 50597-93.

Таким образом, органом местного самоуправления допускается бездействие при решении вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществлению иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данное обстоятельства подтверждаются п. 5 ст. 8 Устава администрации МО с. Приозерского.

Бездействие администрации муниципального образования с. Приозерского, также, подтверждается договором подряда № ... заключенного между ГУП «... МДРСУ» и администрацией МО с. Приозерского, из которого следует, п. ... заказчик администрация МО с. Приозерского поручает, а подрядчик ... «... МДРСУ» обязуется в соответствии с предъявленной заявкой выполнить своими силами и из своих материалов работу по очистке улиц с. Приозерского от снега, обработки проезжей части противогололедным материалом.

Согласно п. 1.3 указанного договора заказчик для выполнения соответствующих видов работ должен подать заявку по факсимильной связи или телефонограммой.

Доказательства о заявленной заявке администрации МО с. Приозерского на выполнение работ ГУП «... МДРСУ» в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, бездействием органа местного самоуправления допускается нарушение прав граждан на охрану жизни, здоровья и имущества установленных ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Данные обстоятельства в полном объёме были подтверждены показаниями свидетеля КВА, из которых следует, что ОГИБДД отдела МВД России по Левокумскому району ... февраля 2012 года были проведены проверки соблюдения на территории муниципальных образований Левокумского района Ставропольского края требований законодательства в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. По результатам проверки было установлено, что в нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 на автомобильных дорогах расположенных по Гагарина села Приозерское, имеется зимняя скользкость. Обработка данных улиц песчано-солевой смесью не проводилась.        

При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению, так как судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края допускается бездействие при исполнении вопроса местного значения по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществлении иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части не устранения зимней скользкости на автодороге местного значения, указанной в заявлении прокурора.

       Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая сложившиеся погодные условия и то обстоятельство, что замедление исполнения решения может оказаться невозможным, суд считает необходимым, обратить решение к немедленному исполнению.        

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

        Признать обоснованным заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, в части предупреждения образования и ликвидации зимней скользкости.

Обязать администрацию муниципального образования села Приозерского Левокумского района Ставропольского края обеспечить надлежащее содержание автомобильных дорог поселения путем устранения зимней скользкости на автомобильной дороге по ул. (адрес), с. Приозерского Левокумского района Ставропольского края.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения.

Судья

Левокумского районного суда                                                    М.А.Иванов