РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 марта 2012 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ворониной С.А. С участием: Помощника прокурора Левокумского района Чернышовой В.И. При секретаре судебного заседания Батаевой Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Левокумского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации Багандовой К.М., Багандовой Х.М., Багандова Г.А., Ибрагимова М.М., Магомедовой Г. б/о, Багандова А.А., У С Т А Н О В И Л: В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации граждан, мотивируя требования тем, что согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе выявлены лица, зарегистрированные в нежилых помещениях, что противоречило правилам прописки граждан, действовавшим на момент регистрации, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, предусматривавшим, что граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 года и 1986 года прописка производилась только в жилые помещения. Просит признать неправомерными действия администрации муниципального образования Величаевского сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Багандовой К. М., Багандовой Х. М., Багандова Г. А., Ибрагимова М. М., Магомедовой Г. б/о, Багандова А. А. по адресу: (адрес) и обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства указанных граждан. В судебном заседании помощник прокурора Левокумского района Чернышова В.И. заявление поддержала и пояснила суду, что из адресных справок, представленных отделением УФМС России по Ставропольскому краю следует, что Багандова К. М., Багандова Х. М., Багандов Г. А., Ибрагимов М. М., Магомедова Г. б/о, Багандов А. А. зарегистрированы в Левокумском районе по адресу: (адрес). Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 и 1986 годов прописка производилась только в жилые помещения. В законе (статья 5 Жилищного кодекса РСФСР) дано точное определение жилого помещения, а согласно сведениям администрации муниципального образования Величаевского сельсовета Багандова К. М., Багандова Х. М., Багандов Г. А., Ибрагимов М. М., Магомедова Г. б/о, Багандов А. А. зарегистрированы в нежилых помещениях по адресу: (адрес). Просит суд признать неправомерными действия администрации муниципального образования Величаевского сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Багандовой К. М., Багандовой Х. М., Багандова Г. А., Ибрагимова М. М., Магомедовой Г. б/о, Багандова А. А. по адресу: (адрес) и обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства указанных граждан. Представитель администрации муниципального образования Величаевского сельсовета в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, согласен с заявлением прокурора Левокумского района (Том № ... л.д. 26). Заинтересованные лица Багандова К. М., Багандова Х. М., Багандов Г. А., Ибрагимов М. М., Магомедова Г. б/о, Багандов А. А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела (Том № ... л.д. 27). Выслушав помощника прокурора Чернышову В.И., изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению. Прокурор Левокумского района вправе обратиться в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации исходя из следующего: Из смысла Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 (ред. от 07.02.2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" (часть 1 статьи 1) следует, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, что закреплено в части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Из материалов дела следует, что Багандова К. М., Багандова Х. М., Багандов Г. А., Ибрагимов М. М., Магомедова Г. б/о, Багандов А. А. зарегистрированы в Левокумском районе по адресу: (адрес), что подтверждается адресными справками отделения УФМС России по Ставропольскому краю. (Том № ..., л.д. 16- 21). На момент регистрации Багандова Г. А., Ибрагимова М. М., Магомедовой Г. б/о, Багандов А. А. действовали правила прописки граждан, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677. Согласно пункту 22 данного Положения граждане прописываются по месту жительства. В соответствии с действовавшими до 17.07.1995 года нормативно-правовыми актами, прописка производилась только в жилые помещения. В статье 4 Жилищного кодекса РСФСР было определено, что жилищный фонд образуют находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Норма статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР было установлено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 01.07.2011 года) закреплены основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства. В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Закона Российской Федерации № 5242-1 гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляется ряд документов, в том числе документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Как установлено Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (статья 2) место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 и 2) предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан; допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с частью 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011 года), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 11.11.2010 года), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Таким образом, согласно действующему законодательству, регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Факт регистрации Багандовой К. М., Багандовой Х. М., Багандова Г. А., Ибрагимова М. М., Магомедовой Г. б/о, Багандова А. А. по адресу: (адрес) в нежилом помещении, подтверждается сведениями администрации муниципального образования Величаевского сельсовета (Том № ..., л.д. 12- 15) и сведениями отделения № 3 Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы России по СК в городе Буденновске (с местом дислокации в селе Левокумском), имеющимися в материалах дела (Том № ..., л.д. 16-21). Регистрация вышеуказанных граждан администрацией муниципального образования Величаевского сельсовета по месту жительства не в жилом помещении является нарушением установленного порядка. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта "ж" части 31 вышеназванных Правил регистрации снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации подлежит взысканию государственная пошлина. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Заявление прокурора Левокумского района удовлетворить. Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Багандовой К.М., Багандовой Х.М., Багандова Г.А., Ибрагимова М.М., Магомедовой Габсат б/о, Багандова А.А. по адресу: (адрес). Обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (адрес), Багандову К.М., Багандову Х.М., Багандова Г.А., Ибрагимова М.М., Магомедову Г. б/о, Багандова А.А.. Взыскать с администрации муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края государственную пошлину в размере ... (...) рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.А. Воронина