РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 марта 2012 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ворониной С.А. С участием: Помощника прокурора Левокумского района Чернышовой В.И. При секретаре судебного заседания Батаевой Е.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации КРК, У С Т А Н О В И Л: В Левокумский районный суд обратился прокурор (адрес) с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации гражданина КРК, мотивируя требования тем, что согласно адресной справке отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе выявлены граждане (в их числе КРК), которые зарегистрированы в нежилом помещении, что противоречило правилам прописки граждан, действовавшим на момент их регистрации. Просит признать неправомерными действия администрации муниципального образования Величаевского сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства КРК по адресу: (адрес) и обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства указанного гражданина. В судебном заседании помощник прокурора Левокумского района Чернышова В.И. заявление поддержала и пояснила суду, что из адресной справки, представленной отделением УФМС России по Ставропольскому краю, следует, что КРК зарегистрирован в Левокумском районе по адресу: (адрес). Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие ранее, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которому граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам, действующим в настоящее время, регистрация производится только в жилые помещения. По сведениям администрации муниципального образования Величаевского сельсовета КРК зарегистрирован в нежилом помещении по адресу: (адрес). Просит суд признать неправомерными действия администрации муниципального образования Величаевского сельсовета, Левокумского района, Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства КРК по адресу: (адрес) и обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства указанного гражданина. Представитель администрации муниципального образования Величаевского сельсовета в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, согласен с заявлением прокурора Левокумского района (...). Заинтересованное лицо КРК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается распиской (...). О причинах неявки КРК суду не сообщил. Заявлений об отложении разбирательства дела от КРК в суд не поступало. Выслушав помощника прокурора Чернышову В.И., изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Из копии паспорта КРК (...) следует, что он зарегистрирован в Левокумском районе по адресу: (адрес), (дата). Указанный факт подтверждается адресной справкой отделения УФМС России по Ставропольскому краю (...). Ранее действовали правила прописки граждан, которые были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677. Согласно пункту 22 данного Положения граждане прописываются по месту жительства. Из смысла действовавших до 17.07.1995 года нормативно-правовых актов следует, что прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" закреплены основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства. Согласно статье 6 вышеуказанного Закона Российской Федерации № 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляется ряд документов, в том числе документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. В статье 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дано определение понятию - место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 17) предусмотрено, что жилое помещение предназначено для проживания граждан; допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с частью 2 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 (ред. от 26.10.2011), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Таким образом, согласно действующему законодательству, регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Из информации, предоставленной главой муниципального образования Величаевского сельсовета (...) строения, расположенные на производственных участках (адрес) не входят в реестр жилых помещений. Доказательств, подтверждающих, что помещение, в котором зарегистрирован КРК, является жилым помещением, КРК суду не предоставил. Регистрация администрацией муниципального образования Величаевского сельсовета по месту жительства КРК не в жилом помещении является нарушением установленного законом порядка. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункта "ж" части 31 вышеназванных Правил регистрации снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Прокурор Левокумского района вправе обратиться в суд с заявлением о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета при решении вопроса о регистрации на основании Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 (ред. от 07.02.2011 года) "О прокуратуре Российской Федерации" частью 1 статьи 1 которого установлено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. И в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, что закреплено в части 2 статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с администрации подлежит взысканию государственная пошлина. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Заявление прокурора Левокумского района удовлетворить. Признать неправомерными действия должностных лиц администрации муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства КРК по адресу: (адрес) Обязать администрацию муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (адрес) КРК. Взыскать с администрации муниципального образования Величаевского сельсовета Левокумского района Ставропольского края государственную пошлину в размере ... рублей в доход местного бюджета. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.А. Воронина.