РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15.03.2012 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Иванова А.В., при секретаре Бураченко В.В., с участием: помощника прокурора Левокумского района Ставропольского края Чернышовой В.И, представителя заинтересованного лица администрации МО села Правокумского Казариновой О.М., действующей на основании доверенности, заинтересованного лица ДМЧ, заинтересованного лица ИТИ, заинтересованного лица МАО, заинтересованного лица МЗК, заинтересованного лица ММО, заинтересованного лица ИИА, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края о признании неправомерными действий администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА и обязании снять их с регистрационного учета по месту жительства, УСТАНОВИЛ: В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Ставропольского края с заявлением о признании неправомерными действий администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА и обязании снять их с регистрационного учета по месту жительства, где указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов…органами местного самоуправления…, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Согласно адресным справкам отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе, Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА зарегистрированы по адресу: (адрес) Основополагающие правила прописки граждан, действовавшие на момент регистрации, были закреплены в Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 года № 677, согласно которого граждане прописываются по месту жительства (на жилой площади). Согласно нормативно-правовым актам 1982 г., 1986 г. прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР жилищный фонд включал в себя: жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Федеральном законе от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Согласно ст. 6 данного Федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Кроме того, согласно действующему законодательству регистрация по месту жительства граждан Российской Федерации осуществляется только в жилых помещениях. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, под которое постройка, расположенная по адресу: (адрес), не подпадает. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж» п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, в том числе и в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда. Согласно сведениям администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края, помещения, расположенные на (адрес), в которых зарегистрированы вышеуказанные граждане, к жилым помещениям не относятся. Таким образом, на момент регистрации указанных граждан, строение, расположенное по адресу: (адрес), не подпадало под определение жилого помещения. Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА, зарегистрированы по месту жительства администрацией муниципального образования села Правокумского не в жилых помещениях, что является нарушением установленного порядка. Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства вышеуказанных граждан был установлен в ходе проверки обращения и.о. начальника отделения № 3 межрайонного отдела управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Буденновске (с местом дислокации в с. Левокумском) ЧНС от 01.02.2012 № 278 о нарушении требований Федерального закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п.п. «ж», п. 31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации, поскольку незаконная регистрация граждан в нежилых помещениях препятствует выполнению обязанностей гражданами перед обществом и государством, тем самым нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Просил признать неправомерными действия администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА по адресу: (адрес) Обязать администрацию муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (адрес) Гасайниев А.Г., ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА. В предварительном судебном заседании помощник прокурора просила считать опиской указание в заявлении на то, что не подпадает под определение жилого помещение постройка в (адрес) просила считать указанным, что не подпадает под определение жилого помещения постройка, расположенная по адресу: (адрес) В судебном заседании помощник прокурора уточнила требования, изложенные в заявлении, просила исключить требования о признании неправомерными действий должностных лиц администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации граждан: ДМЧ, ИТИ, МАО, МЗК, ММО, ИИА и снятии с регистрационного учета этих граждан, в связи с представлением документов в суд, что данные граждане зарегистрированы в помещении, которое является жилым. Согласно ч.1 ст. 39, ч.2 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе уменьшить размер требований. Указанные лица исключены судом из числа заинтересованных лиц. Заинтересованное лицо Гасайниев А.Г. в судебное заседание не явился. В суд поступили сведения о неизвестности места пребывания Гасайниева Г.А. (сообщение администрации МО № 203, № 204 от 13.03.2012 г.). При неизвестности места пребывания ответчика (заинтересованного лица) суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика (ст. 119 ГПК РФ). Неизвестность места пребывания - Гасайниева А.Г. подтверждена администрацией МО с. Правокумского. В судебном заседании помощник прокурора Чернышова В.И. поддержала требования в отношении Гасайниева А.Г. по основаниям, изложенным в заявлении и просила их удовлетворить. Представитель заинтересованного лица администрации МО с. Правокумского в судебном заседании согласилась с заявлением, указав, что помещение, в котором зарегистрирован Гасайниев А.Г., является нежилым помещением. Суд, выслушав помощника прокурора, представителя администрации МО села Правокумского, исследовав материалы дела, находит уточнённые требования прокурора Левокумского района подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением…При этом предъявляются….документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение. Согласно нормативно-правовому акту, прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР (действовавшего до 01.03.2005г.), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Согласно ч. 1 ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Согласно п.7 Постановления ПВС СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами Жилищного законодательства» (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 N 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года) (Назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Согласно ч. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Строение по адресу (адрес) в котором значится зарегистрированными заинтересованное лицо, не подпадает под статус жилого помещения, и регистрация в нем является неправомерной. Согласно адресной справке отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе Гасайниев А.Г. зарегистрирован в (адрес) с (дата). На момент регистрации вышеуказанного гражданина нормативно-правовые акты предусматривали регистрацию (прописку) по месту жительства граждан Российской Федерации только в жилых помещениях. Согласно списку администрации МО села Правокумского, приложенному к сведениям № 197 от 11.03.2012 г. (л.д. 50), Гасайниев А.Г. зарегистрирован на территории муниципального образования (адрес), которое не является жилым. Из вышеуказанного следует, что действия должностных лиц администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при производстве регистрации Гасайниев А.Г. по адресу: (адрес) являются незаконными. Факт регистрации Гасайниев А.Г. по адресу (адрес) подтверждается исследованными в судебном заседании адресной справкой из отделения УФМС России по Ставропольскому краю в Левокумском районе и вышеприведенной информацией администрации МО села Правокумского (исх. № 197). К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ). Администрация муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края не предоставила сведений о том, что принималось решение о переводе помещения, в котором зарегистрирован по месту жительства Гасайниев А.Г., в жилое. Напротив, согласно их сведениям (л.д.50), помещение на (адрес), в котором зарегистрирован Гасайниев А.Г., не является жилым. Статья 249 ГПК РФ предусматривает, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрация муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края не представила в суд доказательства законности действий администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Гасайниева А.Г.. Более того, глава администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края указала, что Гасайниев А.Г. действительно был зарегистрирован в помещении, не относящемся к жилому (приложение к сведениям администрации № 197 от 11.03.2012 года). Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию"; пункт 2 Правил). Согласно ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с заявлением данной категории составляет 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Факт нарушения порядка регистрации по месту жительства вышеуказанных граждан был установлен в ходе проверки обращения и.о. начальника отделения № 3 межрайонного отдела управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Буденновске (с местом дислокации в с. Левокумском) ЧНС. от 01.02.2012 № 278. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абз. 1 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, настоящее заявление предъявлено прокурором в интересах Российской Федерации, поскольку незаконная регистрация граждан в нежилых помещениях препятствует выполнению обязанностей гражданами перед обществом и государством, тем самым нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Незаконность производства регистрации нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права Российской Федерации нарушенными незаконной регистрацией, требование прокурора Левокумского района суд признает подлежащим удовлетворению. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7, Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"). Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд исходит из того, что регистрация по месту жительства гражданина Гасайниева А.Г. произведена МО села Правокумского в помещении, не являющимся жилым, что явилось нарушением норм права. Руководствуясь ст. 254,258, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края о признании неправомерными действий администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Гасайниева А.Г. удовлетворить. Признать неправомерными действия администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации по месту жительства Гасайниев А.Г. по адресу: (адрес) Обязать администрацию муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (адрес) Гасайниев А.Г.. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Левокумского районного суда А.В. Иванов