Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 мая 2012 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего: судьи Иванова М.А., с участием истца Минько Ю.В., представителя ответчика ГУ-УПФ РФ по Левокумскому району Ставропольского края Зигуненко Л.А., действующей на основании доверенности, при секретаре Редун Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению истца Минько Ю.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району Ставропольского края о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с педагогической деятельностью, УСТАНОВИЛ: Минько Ю.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование требований указал, что (дата) он обратился в ГУ - УПФ РФ по Левокумскому району с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Решением управления ему было отказано в назначении досрочной пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа, ответчиком было указано, что педагогический стаж истца в учреждениях образования для детей составляет ... лет ... месяц ... день. Однако при подсчете продолжительности стажа педагогической деятельности истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, ответчиком не были включены в педагогический стаж следующие периоды: период прохождения службы в армии с (дата) по (дата); работа в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); обучение на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); командировка (дата). С отказом ГУ - УПФ РФ по Левокумскому району о назначении ему досрочной трудовой пенсии не согласен, так как считает указанные периоды подлежащими включении в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Просит признать педагогической деятельностью, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); период обучения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); период нахождения в командировке (дата); период прохождения службы в армии с (дата) по (дата); признать незаконным отказ ГУ Управление пенсионного фонда РФ го Левокумскому району в назначении ему пенсии и обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Левокумскому району включить в стаж его работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей период работы в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); период обучения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); период нахождения в командировке (дата); период прохождения службы в армии с (дата) по (дата); признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по пп.19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ответчика назначить ему указанную пенсию с (дата) - даты возникновения права на назначение пенсии. Истец Минько Ю.В. в судебном заседании поддержал свои исковые требования, уточнив их - просит суд засчитать в стаж его работы один день военной службы за два дня работы период прохождения службы в армии. В судебное заседание истец предоставил тарификационные списки о периодах его работы с (дата) по (дата) в должности матера по трудовому обучению, которые просил признать педагогической деятельностью и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края включить их ему в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ по Левокумскому району Ставропольского края Зигуненко Л.А., в судебном заседании, исковые требования признала частично, с учетом представленных в суд тарификационных списков считает возможным включить в специальный стаж период работы истца в школе с (дата) по (дата), в остальной части исковых требований просила отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах. Статьей 7Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008 г. № 319 -ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Из протокола заседания комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району СК от (дата) № ... следует, что комиссия отказала Минько Ю.В. в назначении досрочной пенсии по старости по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы на соответствующих видах работ (...). Из стажа исключены следующие периоды: работа в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); обучение на курсах по повышению квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); прохождение службы в армии с (дата) по (дата); командировка (дата) При проверке обоснованности исключения данных периодов судом установлено, что Минько Ю.В. работал в средней общеобразовательной школе (адрес) с (дата) по (дата) в должности инструктора по трудовому обучению, что следует из копии трудовой книжки (...) Из справки Отдела образования администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края следует, что Минько Ю.В. работал в средней общеобразовательной школе (адрес) с (дата) по (дата) на основании тарификационных списков в период с (дата) по (дата) работал на ставку мастера производственного обучения и учителем труда на 12 часов (...), однако самими тарификационными списками подтвержден период только с (дата) по (дата) В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, у них сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно п.п.10 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости ранее достижения трудового возраста имеют граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей - не менее 25 лет. В соответствии со ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 ( в ред. от 30.12.2001 г. № 193ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Судом установлено, что работа Минько Ю.В. в должности инструктора по трудовому обучению в период с (дата) по (дата) оплачивалась как мастеру производственного обучения и учителя труда, таким образом, в указанный период истец осуществлял педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей, являясь педагогическим работником образовательного учреждения и указанный спорный стаж, подлежит включению в спорный период. ГУ- УПФ РФ по Левокумскому району в СК обосновано был исключен только период работы истца в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата), так как данный период работы не попадает в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 во исполнение ст. 28 вышеуказанного Закона были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно п. 3 указанных Правил в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, перечисленных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В названном Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, содержится наименование должности "мастер производственного обучения". Период прохождения службы истцом в Советской Армии по призыву с (дата) по (дата), стороной ответчика не оспаривается. В спорный период времени с (дата) по (дата) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период службы Минько Ю.В. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Ответчиком дано иное толкование и применение пенсионного законодательства, что повлекло ограничение конституционного права Минько Ю.В. на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце 2 пункта 3 статьи 10указанного Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункт 3 статья 10 Закона). В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет. В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Норма абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не отменена и является действующей. Таким образом, вышеназванный период службы Минько Ю.В. не обосновано исключен ГУ- УПФ РФ по Левокумскому району в СК из периода работы истца дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Указанный спорный период - службы в армии по призыву истца Минько Ю.В. с (дата) по (дата) подлежит включению в стаж работы истцу по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Периоды обучения на курсах по повышению квалификации Минько Ю.В. с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) подтверждаются справкой МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ...» (адрес). В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации за время нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется средняя заработная плата и производятся соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Период нахождения истца в командировке (дата) подтверждается выпиской из приказа № ... от (дата). В силу ст. 167 Трудового кодекса РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Так как Минько Ю.В. в период нахождения на курсах и в командировке получал полную зарплату учителя и работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, исключение пенсионным органом из педагогического стажа истца периода нахождения на курсах повышения квалификации и в командировке является необоснованным, в связи с чем, подлежит включению в указанный стаж. Согласно постановлению Правительства РФ от (дата) № ... «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа постоянно в течение полного рабочего дня включается в педагогический стаж. В соответствии со статьей 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, положения, языка, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Согласно статье 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от (дата) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Изменений условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путём внесения изменений и дополнений в закон. В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановлениеот 24 мая 2001 года N 8-П и Определениеот 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. При таких обстоятельствах, суд считает требования Минько Ю.В., подлежащими частичному удовлетворению и считает необходимым обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края включить в специальный трудовой стаж Минько Ю.В. следующие периоды, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); период обучения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); период нахождения в командировке (дата); период прохождения службы в Советской армии с (дата) по (дата) с учетом Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», засчитав в стаж работы один день военной службы за два дня работы период прохождения службы в армии. Специальный трудовой стаж Минько Ю.В. при признании судом указанных спорных периодов педагогической деятельностью на момент его обращения в ГУ- УПФ РФ по Левокумскому району Ставропольского края, т.е. на (дата) составлял ... года ... месяцев ... дня, то есть является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии, на основании чего остальные требования Минько Ю.В. не подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Минько Ю.В. - удовлетворить частично. Признать педагогической деятельностью и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Левокумскому району Ставропольского края включить в специальный трудовой стаж Минько Ю.В., следующие периоды, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: в должности инструктора по трудовому обучению с (дата) по (дата); период обучения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата), с (дата) по (дата), с (дата) по (дата); период нахождения в командировке (дата); период прохождения службы в Советской армии с (дата) по (дата) с учетом Федерального Закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», засчитав в стаж работы один день военной службы за два дня работы период прохождения службы в армии. В удовлетворении остальных исковых требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Левокумского районного суда М.А.Иванов