РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2012 года с. Левокумское Левокумский районный суд Ставропольского края в составе: Председательствующего судьи Ворониной С.А. С участием: Старшего помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И. При секретаре судебного заседания Мещеряковой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации села Правокумского, УСТАНОВИЛ: В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Юников С.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района, Ставропольского края. Исковые требования прокурор мотивирует тем, что в результате, проведенной прокуратурой Левокумского района проверки исполнения федерального законодательства, выявлены нарушения в деятельности администрации села Правокумского Левокумского района Ставропольского края. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Правокумского по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения и обязать администрацию села Правокумского Левокумского района Ставропольского края в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в селе Правокумском Левокумского района Ставропольского края по улице ... (стальной водопровод, диаметр - 20 мм, протяженность 250 м), улице ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 25 мм, протяженность 250 м), улице ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 32 мм, протяженность 800 м), улице ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 32 мм, протяженность 900 м). В судебном заседании старший помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. исковое заявление поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Правокумского по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения и обязать администрацию в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в селе Правокумском Левокумского района Ставропольского края по (адрес). Он пояснил суду, что в ходе проверки выявлены нарушения в деятельности администрации села Правокумского. Согласно сведениям из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на участки водопроводных сетей в селе Правокумском по (адрес), как на объекты недвижимости, право собственности ни за кем не зарегистрировано. Нет сведений о правообладателях указанного имущества и в Левокумском филиале ГУП СК "Крайтехинвентаризация", указанная сеть не состоит на балансе филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Левокумский "Райводоканал", что подтверждается соответствующими ответами указанных организаций, предоставленных по запросам прокуратуры района. Кроме того, согласно информации начальника Левокумского отдела Управления Росреестра по СК от органов местного самоуправления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поступали заявления о постановке вышеуказанных участков водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества. В соответствии с требованиями пунктом 4 части 1 статьи 14, пункту 1 части 2 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, в связи с чем, в собственности поселения может находиться предназначенное для осуществления этих полномочий имущество. Бездействие администрации села Правокумского по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения влечет нарушение права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также нарушение права на безопасность среды обитания. Представитель ответчика администрации муниципального образования села Правокумского в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрение дела извещены надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщили. Согласно части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав старшего помощника прокурора Самарина В.И. и изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. На основании пункта 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения. Как закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 225) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225). Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004). Как установлено судом в ходе рассмотрения дела участки системы питьевого водоснабжения в (адрес), являются бесхозяйными и на учете не состоят. Данный факт подтверждается перечнем бесхозяйственных водопроводных сетей по филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Левокумский "Райводоканал" по состоянию на 01.01.2012 года (Том № ..., л.д.10). Согласно сведениям из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на водопроводные сети по вышеуказанным адресам отсутствуют сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как на объекты недвижимости. Заявления от органов местного самоуправления о постановке на учет указанных водопроводных сетей в качестве бесхозного имущества не поступали (Том № ..., л.д.13). Сведений о правообладателях указанного имущества нет и в Левокумском филиале ГУП СК "Крайтехинвентаризация", (Том № ..., л.д.16). Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что на территории муниципального образования администрации села Правокумского имеются бесхозяйные участки системы питьевого водоснабжения, не имеющие собственника, который бы обеспечил их надлежащее состояние. Проанализировав сложившуюся ситуацию, суд приходит к выводу, что не обращение муниципального образования администрации села Правокумского в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на муниципальное образование администрации села Правокумского. Бездействие муниципального образования администрации села Правокумского по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения влечет нарушение права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также нарушение права на безопасность среды обитания. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Исходя из смысла части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку прокурор Левокумского района освобожден от уплаты, а согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины, суд считает, что по указанному делу государственная пошлина не взыскивается. Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, РЕШИЛ: Заявление прокурора Левокумского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Правокумского Левокумского района Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения. Обязать администрацию села Правокумского Левокумского района Ставропольского края в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в с. Правокумском Левокумского района Ставропольского края по улице ... (стальной водопровод, диаметр - 20 мм, протяженность 250 м), улица ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 25 мм, протяженность 250 м), улица ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 32 мм, протяженность 800 м), улица ... (полиэтиленовый водопровод, диаметр - 32 мм, протяженность 900 м). Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.А. Воронина.