Решение по заявлению прокурора Левокумского района об оспаривании бездействия администрации МО с. Урожайного.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2012 года                         с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Ворониной С.А.

С участием:

Старшего помощника прокурора Левокумского района Самарина В.И.

Представителя администрации муниципального образования села Урожайного Стороженко Н.М.

При секретаре судебного заседания Мещеряковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Юникова С.А. в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края,

УСТАНОВИЛ:

В Левокумский районный суд обратился прокурор Левокумского района Юников С.А. в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования села Урожайного Левокумского района, Ставропольского края.

Исковые требования прокурор мотивирует тем, что в результате, проведенной прокуратурой Левокумского района проверки исполнения федерального законодательства, выявлены нарушения в деятельности администрации села Урожайного Левокумского района Ставропольского края.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Урожайного по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения и обязать администрацию села Урожайного Левокумского района Ставропольского края в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в селе Урожайном Левокумского района Ставропольского края по (адрес) (стальной водопровод, диаметр - 50 мм, протяженность 600 м).

В судебном заседании старший помощник прокурора Левокумского района Самарин В.И. исковое заявление поддержал и просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Урожайного по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения и обязать администрацию в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в селе Урожайном Левокумского района Ставропольского края по (адрес) (...). Суду пояснил, что в ходе проверки выявлены нарушения в деятельности администрации села Урожайного. Согласно сведениям из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на участок водопроводной сети в селе Урожайном Левокумского района Ставропольского края по (адрес) (...), как на объект недвижимости, право собственности ни за кем не зарегистрировано. Нет сведений о правообладателях указанного имущества и в Левокумском филиале ГУП СК "Крайтехинвентаризация", указанная сеть не состоит на балансе филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Левокумский "Райводоканал", что подтверждается соответствующими ответами указанных организаций, предоставленных по запросам прокуратуры района. Кроме того, согласно информации начальника Левокумского отдела Управления Росреестра по СК от органов местного самоуправления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поступали заявления о постановке вышеуказанных участков водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества. В соответствии с требованиями пунктом 4 части 1 статьи 14, пункту 1 части 2 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, в связи с чем, в собственности поселения может находиться предназначенное для осуществления этих полномочий имущество. В свою очередь, бездействие администрации села Урожайного по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения влечет нарушение права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также нарушение права на безопасность среды обитания.

Представитель ответчика администрации муниципального образования села Урожайного Стороженко Н.М., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что с исковыми требованиями прокурора не согласна, так как они не знали, что на территории их муниципального образования есть бесхозные участки водопроводных сетей. В противном случае они бы предприняли меры к постановке их на баланс администрации.

Выслушав старшего помощника прокурора Самарина В.И. и представителя ответчика Стороженко Н.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Федеральным закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

На основании части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3 статьи 225).

Порядок принятия на учет объектов недвижимого имущества урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 (ред. от 12.11.2004).

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что участок системы питьевого водоснабжения в селе Урожайном Левокумского района Ставропольского края по (адрес), является бесхозяйным и на учете не состоит.

Указанный факт подтверждается исследованными материалами дела, а именно перечнем бесхозяйственных водопроводных сетей по филиалу ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Левокумский "Райводоканал" по состоянию на 01.01.2012 года (Том № ..., л.д.9).

Согласно сведениям из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на водопроводные сети по вышеуказанным адресам отсутствуют сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как на объекты недвижимости. Заявления от органов местного самоуправления о постановке на учет указанных водопроводных сетей в качестве бесхозного имущества не поступали (Том № ..., л.д.12).

Сведений о правообладателях указанного имущества нет и в Левокумском филиале ГУП СК "Крайтехинвентаризация", (Том № ..., л.д.16).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что на территории муниципального образования администрации села Урожайного имеется бесхозяйный участок системы питьевого водоснабжения, не имеющий собственника, который бы обеспечил его надлежащее состояние.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, суд приходит к выводу, что не обращение муниципального образования администрации села Урожайного в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Бездействие муниципального образования администрации села Урожайного по постановке на учет бесхозяйного участка системы питьевого водоснабжения влечет нарушение права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также нарушение права на безопасность среды обитания.

С учетом совокупности вышеуказанных доводов, суд считает, что заявление прокурора Левокумского района подлежит удовлетворению.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, оговорено в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Левокумского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного участка системы питьевого водоснабжения.

Обязать администрацию села Урожайного Левокумского района Ставропольского края в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйного участка системы питьевого водоснабжения в селе Урожайном Левокумского района Ставропольского края по (адрес) (стальной водопровод, диаметр - 50 мм, протяженность 600 м).

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                               С.А. Воронина.