Решение по делу №2-254/2012 по заявлению прокурора об оспаривании бездействий органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2012 года                                                                       с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Иванова М.А., с участием

пом. прокурора Левокумского района Ставропольского края Самарина В.И.,

при секретаре: Редун Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. об оспаривании бездействий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л:

В Левокумский районный суд в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Левокумского района Юников С.А. с заявлением об оспаривании бездействий органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края.

В обоснование требований указал, что органом местного самоуправления допускается бездействие при решении вопроса местного значения по постановке на учет бесхозяйственных участков системы питьевого водоснабжения (адрес).

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения; обязать администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края в 30-дневный срок обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в (адрес).

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения заявления, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

Суд, на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ, согласно которой неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

В судебном заседании помощник прокурора Левокумского района Самарин В.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

Выслушав доводы прокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленное требование прокурора подлежащим удовлетворению.

Конституция РФ (ст. 130) устанавливает, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу требований ст.18 Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В ст.1 вышеуказанного Закона содержатся санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с п.п. 2.4, 2.5 Санитарных правил и нормативов "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02. 2002г., в целях контроля качества питьевой воды установленным требованиям санитарных норм и правил, собственник осуществляет производственный контроль качества питьевой воды. Отсутствие собственника создает угрозу возникновения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения. Законом на собственника возложена обязанность по принятию незамедлительных мер по их устранению и информированию об этом центр Госсанэпиднадзора.

Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения нарушения права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также для предупреждения нарушение права на безопасность среды обитания.

Согласно п.п. 4 и 8 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах населенного поселения водоснабжения населения, а также участие в предупреждении последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанную вещь.

Из содержания данной статьи следует, что право выявления бесхозяйного недвижимого имущества и постановки таких объектов на учет имеет муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Порядок обращения бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность урегулирован "Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, в связи с чем, в собственности поселения может находиться предназначенное для осуществления этих полномочий имущество.

Указанные требования Закона закреплены в уставе муниципального образования с. Турксад в п. 4 ч. 1 ст. 8 (...) и в п. 1 ч. 2 ст. 52 (...)

Согласно п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, орган местного самоуправления, т.е. администрация муниципального образования Турксадского сельсовета должна была обратиться в территориальные органы Росреестра с заявлением о принятии на учет объектов недвижимости - бесхозяйных сетей водоснабжения (адрес). Указанные действия администрацией муниципального образования Турксадского сельсовета не были выполнены, до настоящего времени собственник названного недвижимого имущества не определен.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
        Как следует из сведений, содержащихся в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на участки водопроводных сетей в (адрес), как на объекты недвижимости, право собственности ни за кем не зарегистрировано, нет сведений о правообладателях указанного имущества (...), нет сведений о правообладателях указанного имущества и в (адрес), указанная сеть также не состоит и на балансе филиала (адрес).

Кроме того, согласно информации начальника Левокумского отдела Управления Росреестра по СК от (дата) № ..., от органов местного самоуправления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество не поступали заявления о постановке вышеуказанных участков водопроводных сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества ....

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд принимает исследованные письменные документы как допустимые и относимые доказательства, считая их достоверными. У суда не имеется оснований не доверять исследованным доказательствам.

Таким образом, вышеуказанным подтверждается, что органом местного самоуправления допускается бездействие при решении вопроса местного значения по постановке на учет бесхозяйственных участков системы питьевого водоснабжения (адрес), что влечет нарушение права неопределенного круга лиц на нормальное получение коммунальных услуг по водоснабжению, а также нарушение права на безопасность среды обитания.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданского права являются пресечение бездействия, нарушающего право и принуждение к исполнению обязанностей.

Исходя из вышеуказанных правовых норм и юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Турксадского сельсовета, выразившееся в не принятии мер к постановке на учет бесхозяйного имущества в виде объектов водоснабжения находящихся в (адрес).

Суд полагает, что невыполнение действий по постановке спорных водопроводных сетей на учет как бесхозяйных, препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию,
влечет невозможность обеспечения сохранности этого объекта недвижимости, безопасности жизни, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.

Отсутствие денежных средств в бюджете сельского поселения не является основанием для не принятия мер по постановке объекта на учет.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы прокурора законными и обоснованными, подлежащим удовлетворению, так как в судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края допускается бездействие при решении вопроса местного значения по постановке на учет бесхозяйственных участков системы питьевого водоснабжения (адрес).

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать обоснованным заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Юникова С.А. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения.

Обязать администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края обеспечить постановку на учет бесхозяйных участков системы питьевого водоснабжения в (адрес).

Решение суда направить для устранения допущенного нарушения закона в администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Турксадского сельсовета Левокумского района Ставропольского края сообщить в Левокумский районный суд Ставропольского края и прокурору Левокумского района Ставропольского края об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения вступившего в силу настоящего решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Левокумского районного суда                                                    М.А.Иванов