№2-1496/10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 сентября 2010 г. г. Воронеж
Левобережный районный суд г. Воронежа
в составе
председательствующего Кочергиной О.И.,
при секретаре Тимохиной Т.А.,
с участием
представителя истца Лавриновой Н.В. по доверенности Париновой Н.Ф. и
представителя Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности Рогачевой И.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лавриновой Н.В. к администрации городского округа город Воронеж о сохранении жилого помещения с выполненным переустройством,
УСТАНОВИЛ:
Лавринова Н.В. является нанимателем муниципального жилого помещения в квартире ... г.Воронежа и просит суд сохранить эту квартиру с выполненной в ней переустройством, в результате которой общая площадь квартиры изменилась с 39,1 кв.м до 60,5 кв.м л.д.4).
По сообщению № 35707/3 от 20.07.2010 г. департамента градостроительства и архитектуры Управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж в адрес Лавринова Ю.И. на его обращение от 19.07.2010 г. о сохранении в реконструированном виде квартиры, наниматель не вправе без согласия наймодателя производить работы, связанные с реконструкцией занимаемого помещения л.д.18).
Представитель истца Лавринова Н.В. по доверенности Паринова Н.Ф. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель третьего лица Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности Рогачева И.Л. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, обратив внимание суда на то, что истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел порядок урегулирования спора.
Истица, третье лицо Лавринов Ю.И., представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж, представитель третьего лица БТИ Левобережного района г.Воронежа не явились в судебное заседание, о судебном разбирательстве извещены. Истица просит рассмотреть дело в её отсутствие, БТИ Левобережного района г.Воронежа просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон по делу, изучив дело, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
В силу пункта 4 статьи 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Для осуществления работ по перепланировке жилого помещения требуется согласование и решение органа местного самоуправления. Заявление и соответствующие документы представляет собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (ст. 26 ЖК РФ).
Статьей 29 ЖК РФ предусмотрены последствия (ответственность) в случаях самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения, в частности, возможна продажа жилого помещения с публичных торгов (по иску органа местного самоуправления и на основании решения суда). Так же предусмотрена и административная ответственность за указанные неправомерные действия - для граждан это может быть штраф (ст. 7.21 КоАП РФ).
Анализ указанных выше норм права, позволяет суду придти к выводу о том, что требование о сохранении жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии может быть заявлено в двух случаях:
как встречное исковое заявление по требованию органа местного самоуправления о приведении жилого помещения в первоначальное состояние, о расторжении договора найма и т.д.;
как самостоятельное требование, заявленное лицом (собственником или нанимателем), осуществившим перепланировку.
Во втором случае (как самостоятельное требование), по мнению суда, обязателен досудебный порядок урегулирования спора (обращение с заявлением в орган местного самоуправления), который предусмотрен положениями статей 26 и 27 ЖК РФ.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора нарушает установленную Градостроительным и Жилищным кодексами процедуру принятия решений в области градостроительной деятельности, поскольку в силу п. 5 ч.3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Аналогичные полномочия администрации городского округа г. Воронеж закреплены и в Уставе городского округа г. Воронеж, в частности, в п.п. 26 пункта 1 ст. 48 Устава указано, что «Администрация городского округа в лице ее органов и подразделений реализует следующие исполнительно-распорядительные полномочия местного самоуправления: выдает разрешения на строительство на территории города всех объектов производственного и жилищно-гражданского назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки».
В связи с тем, что статья 29 ЖК РФ разрешает лицам, произведшим перепланировку жилого помещения не в установленном законом порядке, оставлять жилое помещение в перепланированном виде (если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, а законом круг этих лиц не определен), то распоряжением главы городского округа город Воронеж от 10.03.2006 г. № 108-р «О подготовке документов по строительству объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения...» было решено: «временно, до вступления в законную силу соответствующих изменений в Уставе городского округа город Воронеж всю разрешительную документацию на строительство объектов недвижимости жилого и хозяйственного назначения в секторе индивидуальной малоэтажной застройки, по перепланировке и переустройству (переоборудованию) жилых и нежилых помещений, установке временных металлических гаражей готовить в форме постановлений главы городского округа город Воронеж».
Согласиться с тем, что только суд может разрешить вопрос об оставлении жилого помещения в перепланированном состоянии, которое произведено с нарушении установленного порядка получения разрешительной документации, нельзя, поскольку суд никогда не являлся и не является органом, компетентным принимать решение о приемке выполненных строительных работ. Посредством правосудия обеспечиваются права граждан, а также защищаются и восстанавливаются их нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы (ст. 18, 46 Конституции РФ, ст. 2, 3 ГПК РФ).
В части 1 статьи 3 ГПК РФ закреплены положения гражданского процессуального законодательства о том, что любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В этой связи, право лица, которое в установленном порядке не обращалось в орган местного самоуправления с заявлением о сохранении самовольных переустройств, перепланировки, реконструкции не считается нарушенным или оспариваемым, так как оно само допустило нарушение, для устранения которого должно (помимо уплаты административного штрафа) либо восстановить жилое помещение в прежнем состоянии, либо согласовать произведенные переоборудования с компетентным органом, когда для этого нет препятствий.
Таким образом, исполнение гражданином согласовательных процедур, указанных в Главе 4 ЖК РФ и наличие отказа органа местного самоуправления в согласовании перепланировки жилого помещения либо отказ в оставлении жилого помещения в перепланированном состоянии (ст. 26-27 ЖК РФ) позволяет гражданам, произведшим перепланировку жилого помещения, утверждать о нарушенных или оспариваемых правах на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, и позволяет этим лицам прибегнуть к судебной защите.
Истцом не представлен суду отказ в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и отказ в разрешении реконструкции квартиры (отказ органа местного самоуправления в оставлении жилого помещения в перепланированном состоянии должен быть оформлен в виде решения органа местного самоуправления, в настоящем случае в форме постановления, распоряжения или приказа (ст.49 п.5 Устава городского округа город Воронеж).
Поскольку решения об отказе органа местного самоуправления в перепланировке жилого помещения и об отказе в реконструкции квартиры не имеется, не имеется и решения об отказе в оставлении жилого помещения в перепланированном либо реконструированном состоянии, а требований о приведении жилого помещения в первоначальное состояние органом местного самоуправления к истцу не заявлено, то истцом досудебный порядок урегулирования возможного спора, предусмотренный ст.27 ЖК РФ и ст.51 Градостроительного кодекса РФ, нарушен, и возможность досудебного порядка урегулирования возможного спора заявителем до настоящего времени не утрачена.
Оставление настоящего заявления без рассмотрения не приведет к нарушению прав истца, поскольку она вправе повторно обратиться в суд с настоящим заявлением, представив письменный отказ органа местного самоуправления в оставлении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии.
Руководствуясь ст. 222 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Лавриновой Н.В. к администрации городского округа город Воронеж о сохранении жилого помещения с выполненным переустройством оставить без рассмотрения.
Разъяснить заявителю необходимость обращения в орган местного самоуправления с заявлением об оставлении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии, с предоставлением соответствующих документов для принятия решения об оставлении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии либо об отказе в оставлении жилого помещения в перепланированном (реконструированном) состоянии.
Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.
Судья Кочергина О.И