об обязывании в совершении действий по приведению автомобильной дороги в соответствии с требованиями стандартов



Дело № 2-2061/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж «24» ноября 2010 г.

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Какурина А.Н.,

при секретаре Богосьян И.В.,

с участием прокурора Землянухиной О.В.,

представителей ответчика Ивановой Ю.В. и Косых Л.Е.,

представителя 3-го лица Пшеленского Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов,

у с т а н о в и л:

прокурор Левобережного района города Воронежа, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов, указал, что в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог по улицам Героев стратосферы и Циолковского г. Воронежа установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, имеются значительные дефекты дорожного покрытия, продольные и поперечные трещины, ямочность. Действуя в рамках полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях приведения безопасности дорожного движения в соответствие с требованиями закона, прокурор просил обязать Управу Левобережного района городского округа город Воронеж и Администрацию городского округа город Воронеж привести указанные автомобильные дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании прокурор Землянухина О.В исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильные дороги по улицам Героев стратосферы и Циолковского г. Воронежа в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по основаниям, указанным в исковом заявлении, исковые требования, заявленные к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, не поддержала.

Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Иванова Ю.В. с иском не согласилась, пояснила, что в соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Положениями ст. 10 указанного закона установлено, что местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников. Статьей 14 Устава городского округа город Воронеж предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа. Согласно п.1 ст. 29 к исключительным полномочиям городской Думы относятся утверждение бюджета городского округа город Воронеж и отчета о его исполнении. Полномочия администрации по содержанию автомобильных дорог ограничены рамками бюджетных средств. Но объектное распределение ассигнований бюджета происходит исходя из возможностей расходной части бюджета городского округа и обеспечивает решение вопросов: местного значения, в том числе по содержанию автомобильных дорог, в объемах заявленных денежных средств. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В настоящее время достаточных денежных средств для проведения ремонтных работ дорог в бюджете города не имеется.

Представитель ответчика Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности Косых Л.Е. просила разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель 3-го лица Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж Пшеленский Н.Е. в судебном заседании суду пояснил, что дорожное покрытие на вышеуказанных улицах частично не соответствует требованиям стандартов, однако в связи с отсутствием необходимого финансирования проведение дорожных работ на указанных улицах невозможно.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 18 ноября 2010 г. в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог по ул. Героев стратосферы и Циолковского г. Воронежа установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, в частности, имеются дефекты дорожного покрытия (ямочность, отсутствие поребрика, дорожной разметки, продольные и поперечные трещины), о чем был составлен соответствующий акт (т.2, л.д. 52).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством
РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции
самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного
движения. Полномочия органов местного самоуправления в области
безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами
муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 14 Федерального закона № 133-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп.5 п.1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ РОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационном состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения (т.2, л.д. 59).

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа г. Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 10.12.2009 г. № 372-II, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж и осуществляет функции управления в сфере дорожного хозяйства и благоустройства.

В соответствии с п.2.2 вышеуказанного Положения основными задачами Департамента в том числе является организация строительства, содержания, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений местного значения в границах городского округа.

Согласно ч.2 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа.

Доводы представителя администрации городского округа город Воронеж о том, что полномочия администрации в указанной области ограничены рамками бюджетных средств, суд не принимает во внимание по тем основаниям, что согласно ст. 6. Закона Воронежской области от 10.10.2008 г. № 81-ОЗ «О бюджетном процессе Воронежской области» бюджетными полномочиями администрации области являются, в том числе обеспечение составление проекта областного бюджета; обеспечение исполнение областного бюджета; обеспечение составление отчета об исполнении областного бюджета.

Оценивая представленные доказательства, суд руководствуется требованиями ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей как на орган местного самоуправления.

Суд признаёт ненадлежащее состояние дорожного покрытия улиц Героев стратосферы и Циолковского г. Воронежа общеизвестным фактом.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что необходимо обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильные дороги по улицам Героев стратосферы и Циолковского г. Воронежа в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении в газете «Берег».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильные дороги по улицам Циолковского и Героев стратосферы г. Воронежа в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении в газете «Берег».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий А.Н. Какурин