Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж10 марта 2011 г.
Левобережный районный суд города Воронежа в составе председательствующего
судьиТаниной И.Н.,
при секретареПантелеевой Т.Н.,
при участии истцаИванова А.П.,
представителя ответчика по доверенностиРогачевой И.Л.,
третьего лица – представителя Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенностиБайдаковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Иванова А.П., Ивановой М.Г., Иванова Д.А., Ивановой А.А. к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж о признании недействительным постановления и восстановлении в списке очередности на улучшение жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Иванов А.П. обратился в суд с иском к Управе Левобережного района городского округа города Воронежа. Просит отменить постановление Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. и обязать Управу Левобережного района городского округа город Воронеж восстановить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указывает, что он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения исполнительного комитета Левобережного района Совета народных депутатов г. Воронежа от 24.01.1989 г. № 38\3\76 «Об утверждении списка на улучшение жилищных условий» составом семьи три человека: он, жена – Иванова М.Г. и сын Иванов Д.А. Постановлением руководителя Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. он и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает, что постановление вынесено незаконно, приведенные в обоснование нормативно-правовые акты регулируют иной круг правоотношений и указанные нормы применены неправомерно.
В ходе рассмотрения гражданского дела определениями Левобережного районного суда г. Воронежа от 28.12.2010 г. и 17.01.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены ОАО «Воронежское самолетостроительное общество» и Департамент труда и социального развития Воронежской области.
19.01.2011 г. Истцы Иванова М.Г., Иванов Д.А., Иванова А.А. обратились с иском к Управе Левобережного района городского округа города Воронежа об отмене постановления Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. и обязывании Управы Левобережного района городского округа город Воронеж восстановить их на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Определением Левобережного районного суда г. Воронежа от 21.01.2011 г. гражданские дела № по иску Иванова А.П. к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об отмене постановления Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. и обязывании Управы Левобережного района городского округа <адрес> восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и гражданское дело № по иску Ивановой М.Г., Иванова Д.А., Ивановой А.А. к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об отмене постановления Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. и обязывании Управы Левобережного района городского округа город Воронеж восстановить их на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, объединены в одно производство.
Истец Иванов А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям и уточнил, просил признать недействительным постановление Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. и обязать ответчика восстановить его и членов его семьи в списке очередности на улучшение жилищных условий.
Истцы Иванова М.Г., Иванов Д.А., Иванова А.А. в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом. Представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.
Представитель ответчика – Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности – Рогачева И.Л. иск не признала, указывая, что истец состоял на учете качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку участников Великой Отечественной войны, как участник интернациональной помощи ДРА, составом семьи три человека в Левобережном райисполкоме г. Воронежа и на «ВАПО», как работник завода, проживал в однокомнатной квартире. В 2007 году во исполнение п. 6 Постановления Администрации Воронежской области от 07.06.2006 года № 642 «О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсации» Управа Левобережного района городского округа город Воронеж передала учетное дело Иванова А.П. в Главное управление труда и социального развития Воронежской области. 19.07.2010 г. Департаментом труда и социального развития Воронежской области направил учетное дело Иванова А.П. руководителю Управы для принятия решения о правомерности пребывания его и его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку выяснилось, что в настоящее время Иванов А.П. с составом семьи 4 человека проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 60,4 кв.м., в том числе жилой площадью 39, 3 кв.м., расположенной по адресу: н. Воронеж, <адрес>. При проведении проверки Управой установлено, что указанная квартира принадлежит на праве собственности ОАО «ВАСО», уровень обеспеченности заявителя общей площадью жилого помещения составляет более 11 кв.м. 08.10.2010 г. руководителем Управы Левобережного района городского округа город Воронеж было вынесено постановление № 1758, согласно которому Иванов А.А., Иванова М.Г., Иванов Д.А. и Иванова А.А. были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Полагает, что постановление издано в рамках полномочий, которыми наделена Управа Левобережного района городского округа г. Воронеж, на законном основании, поскольку Иванов А.П. и члены его семьи не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указывает, что то обстоятельство, что <адрес> является собственность ОАО «ВАСО», не является существенным, может быть оспорено истцами, считает, что фактически указанная квартира предоставлена семье истца на основании договора социального найма.
Третье лицо – представитель Департамента труда и социального развития Воронежской области по доверенности Байдакова Ю.С. в судебном заседании иск не признала, полагает, что постановление Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 г. является законным и обоснованным, принято Управой в рамках предоставленных ей полномочий. обстоятельство, что <адрес> "
Третье лицо – представитель ОАО «ВАСО» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ОАО «ВАСО».
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г.№714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великов Отечественной войны 1941-1945 годов», было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (п.1).
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 Федерального Закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 2, 3 указанной статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 14.01.2010 г. №10-р «Об уполномоченных органах администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет отдельных категорий граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий», управы районов городского округа город Воронеж определены уполномоченными органами администрации городского округа город Воронеж по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Согласно ст. 1 Закона Воронежской области от 3011.2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» на учет принимаются граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 1-2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании установлено, что Иванов А.П. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 7, 69, 75, 88), согласно копии свидетельства серия А № 725743, выданному 12.03.1994 г. имел право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. (л.д. 58).
28.07.1986 г. Иванов А.П. обратился с заявлением в Исполком Совета народных депутатов Левобережного района г. Воронежа с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 51).
Согласно решению комиссии по жилищным вопросам Левобережного райисполкома г. Воронежа от 08.01.1988 г. было постановлено просить райисполком поставить на учет на получение жилой площади по списку Участников Великой Отечественной войны, участника интернациональной помощи ДРА Иванова А.П. составом семьи три человека (л.д. 50).
Решением Левобережного райисполкома г. Воронежа № 38\3\76 от 24.01.1989 г. утвержден список очередности граждан на улучшение жилищных условий, куда включен и Иванов А.П. составом семьи три человека: он, жена Иванова М.Г., сын Иванов Д.А. (л.д.49).
Согласно акта приема-передачи от 07.10.2007 г. (л.д. 165) во исполнение п. 6 Постановления Администрации Воронежской области от 07.06.2006 года № 642 «О порядке оказания мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в виде субвенций в составе федерального фонда компенсации» Управа Левобережного района городского округа город Воронеж передала учетное дело Иванова А.П. (л.д. 62-95) в Главное управление труда и социального развития Воронежской области. 19.07.2010 г.
19.07.2010 г. Департаментом труда и социального развития Воронежской области направил учетное дело Иванова А.П. руководителю Управы для принятия решения о правомерности пребывания его и его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку выяснилось, что в настоящее время Иванов А.П. с составом семьи 4 человека проживает в трехкомнатной квартире общей площадью 60,4 кв.м., в том числе жилой площадью 39, 3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.64).
08.10.2010 г. Постановлением № 1758 руководителя Управы Левобережного района городского округа город Воронеж Иванов А.А., Иванова М.Г., Иванов Д.А. и Иванова А.А. были сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ст. 7 Закона Воронежской области от 30.11.2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» (л.д.63).
При этом доводы Управы Левобережного района городского округа город Воронеж основаны на том, что Иванов А.П. и члены его семьи не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Данное обстоятельство не нашло своего подтверждения в судебном заседании и опровергается материалами гражданского дела.
Как установлено в судебном заседании Иванов А.П. составом семьи четыре человека: он, жена Иванова М.Г., сын Иванов Д.А. и дочь Иванова А.А. зарегистрированы и проживают в <адрес> общей площадью 60,4 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м. (л.д.13, 14, 32, 33, 56, 70, 76, 77, 90, 91), на основании договора найма жилого помещения № от 29.08.1996 года, заключенного между АООТ «Воронежское авиационное самолетостроительное общество», как собственником жилого помещения и Ивановым А.П. (л.д. 19, 59).
Квартира <адрес> предоставлена Иванову А.П. на основании решения совместного заседания администрации и профкома АООТ «ВАСО» от 12.03.1996 года (л.д. 96-98).
Согласно регистрационному удостоверению № 23-688 от 23.08.1996 года (л.д.99) <адрес> зарегистрирована по праву собственности за АООТ «ВАСО» на основании постановления главы администрации Левобережного района г. Воронежа от 23.08.1996 г. № 1725 (л.д.115-119).
Исходя из анализа представленных доказательств, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что указанное жилое помещение предоставлено истцу Иванову А.П. на основании договора социального найма, поскольку из постановления главы администрации Левобережного района г. Воронежа от 23.08.1996 г. № 1725 усматривается, что Воронежскому авиационному производственному объединению для строительства жилого дома поз. <адрес> был предоставлен земельный участок на основании государственного акта на право пользование землей от 04.06.1990 г., заказчиком строительства <адрес> (поз. №) является «ВАСО», из чего следует, что строительство дома осуществлялось АООТ «ВАСО» за счет собственных средств, на момент предоставления квартиры истцам, <адрес>, как объект недвижимости была создана и АООТ «ВАСО» имело право распоряжения данной квартирой, в том числе и путем предоставлении жилой площади Иванову А.П. на условиях договора коммерческого найма. Документы-основания для регистрации права собственности за АООТ «ВАСО» на квартиру, само право собственности предприятия, а так же условия договора найма не были оспорены, отменены либо изменены. Более того, по мнению суда, оспаривание оснований предоставления жилого помещения истцу и права собственности ОАО «ВАСО» на указанную квартиру в компетенцию Управы Левобережного района г. Воронежа не входит.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец и члены его семьи проживают в жилом помещении, находящемся в собственности ОАО «ВАСО» и предоставленном истцам по договору коммерческого найма.
Так же судом установлено, истцы не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Воронежской области от 3011.2005 г. № 71-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Воронежской области» граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что ссылка ответчика на утрату истцами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, не основана на нормах права, а содержание оспариваемого акта не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия)согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действий (бездействия).
Ответчиком – Управой Левобережного района г. Воронежа не представлено доказательств законности оспариваемого решения.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования Иванова А.П., Ивановой М.Г, Иванова Д.А., Ивановой А.А. к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж о признании недействительным постановления и восстановлении в списке очередности на улучшение жилищных условий подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Иванова А.П., Ивановой М.Г., Иванова Д.А., Ивановой А.А. к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж о признании недействительным постановления и восстановлении в списке очередности на улучшение жилищных условий удовлетворить.
Признать недействительным постановление руководителя Управы Левобережного района городского округа город Воронеж № 1758 от 08.10.2010 года.
Обязать Управу Левобережного района городского округа город Воронеж восстановить Иванова А.П., Иванову М.Г., Иванова Д.А., Иванову А.А. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме через районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 14.03.2011 года.
СудьяИ.Н. Танина