Дело № 2-915/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж«17» мая 2011 г.
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующегосудьиКакурина А.Н.,
при секретареБогосьян И.В.,
с участием прокурораСавельевой С.А.,
представителей ответчикаУдовиченко Н.М. и Косых Л.Е.,
представителя 3-го лицаКалганцева В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов,
у с т а н о в и л:
прокурор Левобережного района города Воронежа, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с исками к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов, указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что по ул. Танеева,4, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», по пер. Гвардейскому,50, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», по Ленинскому проспекту,47, г. Воронежа у МОУ «Лицей № 2», по Ленинскому проспекту,109, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», по ул. Циолковского,5, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67», по Ленинскому проспекту,90, г. Воронежа у МДОУ «Детский сад № 76», участки дорог в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» не оборудованы знаками 1.23 «Дети» и табличками 8.2.1, что, кроме того, нарушение требований закона ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, в том числе и несовершеннолетних. Просил обязать Администрацию городского округа город Воронеж и Управу Левобережного района городского округа город Воронеж принять меры к установке дорожных знаков 1.23 «Дети» и табличек 8.2.1: по ул. Танеева,4, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»; по пер. Гвардейскому,50, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»; по Ленинскому проспекту,47, г. Воронежа у МОУ «Лицей № 2»; дорожных знаков 1.23 «Дети» по Ленинскому проспекту,109, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»; по ул. Циолковского,5, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67»; по Ленинскому проспекту,90, г. Воронежа от ул. Ленинградской до Ленинского проспекта,92а, г. Воронежа у МДОУ «Детский сад № 76».
Определением Левобережного районного суда г. Воронежа от 25.04.2011 г. вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство (л.д. 33).
В судебном заседании прокурор Савельева С.А. исковые требования, заявленные к Администрации городского округа город Воронеж, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, исковые требования, заявленные к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, не поддержала.
Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Удовиченко Н.М. с иском не согласилась, пояснила, что в соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. полномочия органов местного самоуправления в области обеспечениябезопасностидорожногодвиженияявляютсярасходными обязательствами муниципальных образований.Положениями ст. 10 указанного закона установлено, что местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников. Статьей 14 Устава городского округа город Воронеж предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа. Согласно п.1 ст. 29 к исключительным полномочиям городской Думы относятся утверждение бюджета городского округа город Воронеж и отчета о его исполнении. Полномочия администрации по содержанию автомобильных дорог ограничены рамками бюджетных средств. Но объектное распределение ассигнований бюджета происходит исходя из возможностей расходной части бюджета городского округа и обеспечивает решение вопросов: местного значения, в том числе по содержанию автомобильных дорог, в объемах заявленных денежных средств. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Пунктами 1 и 2 решения Воронежской городской Думы от 22.12.2010 г. № 314-III «О бюджете городского округа город Воронеж на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» определён дефицитный характер бюджета городского округа город Воронеж. В настоящее время достаточных денежных средств для установки дорожных знаков в бюджете города не имеется.
Представитель ответчика Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности Косых Л.Е. просила разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель 3-го лица Департамента образования Администрации городского округа город Воронеж Калганцев В.П. заявленные прокурором исковые требования просил удовлетворить, указывая, что это соответствует интересам несовершеннолетних.
3-е лицо Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица.
3-е лицо ГИБДД УВД по г. Воронежу представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено, ходатайств об отложении дела в суд не поступало. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица.
3-е лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», МОУ «Лицей № 2», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67», МДОУ «Детский сад № 76» представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены, ходатайств об отложении дела в суд не поступало. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, прокурора, проверив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ул. Танеева,4, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», по пер. Гвардейскому,50, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», по Ленинскому проспекту,47, г. Воронежа у МОУ «Лицей № 2», по Ленинскому проспекту,109, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60», по ул. Циолковского,5, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67», по Ленинскому проспекту,90, г. Воронежа у МДОУ «Детский сад № 76», участки дорог в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» не оборудованы знаками 1.23 «Дети» и табличками 8.2.1. Суд признаёт указанный факт общеизвестным, кроме того, ответчик не оспаривает указанный юридический факт. Указанный факт также подтверждается актами от 18.03.2011 г. (л.д. 6, 10, 18, 24, 31).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательствомРФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенциисамостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожногодвижения. Полномочия органов местного самоуправления в областибезопасности дорожного движения являются расходными обязательствамимуниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 14 Федерального закона № 133-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп.5 п.1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
В соответствии с п. 5.2.25 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа г. Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 10.12.2009 г. № 372-II, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж и осуществляет функции управления в сфере дорожного хозяйства и благоустройства.
В соответствии с п.2.2 вышеуказанного Положения основными задачами Департамента в том числе является организация строительства, содержания, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений местного значения в границах городского округа.
Согласно ч.2 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа.
Доводы представителя администрации городского округа город Воронеж о том, что полномочия администрации в указанной области ограничены рамками бюджетных средств, суд не принимает во внимание по тем основаниям, что согласно ст. 6. Закона Воронежской области от 10.10.2008 г. № 81-ОЗ «О бюджетном процессе Воронежской области» бюджетными полномочиями администрации области являются, в том числе обеспечение составление проекта областного бюджета; обеспечение исполнение областного бюджета; обеспечение составление отчета об исполнении областного бюджета.
Оценивая представленные доказательства, суд руководствуется требованиями ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей как на орган местного самоуправления.
По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что необходимо обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
Суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении на официальном интернет-сайте Администрации городского округа город Воронеж: http://www.voronezh-city.ru, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»,
установить дорожные знаки 1.23 «Дети» и таблички 8.2.1:
по ул. Танеева,4, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»;
по пер. Гвардейскому,50, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»;
по Ленинскому проспекту,47, г. Воронежа у МОУ «Лицей № 2»;
установить дорожные знаки 1.23 «Дети»:
по Ленинскому проспекту,109, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 60»;
по ул. Циолковского,5, г. Воронежа у МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67»;
по Ленинскому проспекту,90, г. Воронежа от ул. Ленинградской до Ленинского проспекта,92а, г. Воронежа у МДОУ «Детский сад № 76».
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении на официальном интернет-сайте Администрации городского округа город Воронеж: http://www.voronezh-city.ru, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
ПредседательствующийА.Н. Какурин