дело №2-951/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011 года г.Воронеж
Левобережный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Кочергиной О.И.
при секретаре Тимохиной Т.А.
с участием
заявителя Казаку С.В.,
представителя заинтересованного лица УФМС России по Воронежской области по доверенности Грудиной Е.А.,
заинтересованных лиц Дрютоовй О.С., Дрютова В.П., Казаку Е.В., Дрютовой И.В., Калининой М.Г.
рассмотрел в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Казаку С.В. об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства,
У С Т А Н О В И Л :
Гражданин России Казаку С.В., ... года рождения, с ... г. был зарегистрирован проживающим по адресу ...
24.01.2011 г. он был снят с регистрационного учета по указанному адресу в связи с переездом по адресу ... (л.д.7,19).
17.03.2011 г.Казаку С.В. обратился в отдел УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа с заявлением о его регистрации по месту жительства по адресу ... (л.д.8).
Поскольку регистрация по указанному адресу не была произведена, 20.04.2011 г. Казаку С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства, в котором просил признать незаконным отказ отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа в регистрации его по адресу ... и обязать отдел УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа зарегистрировать его по указанному адресу по тем основаниям, что к заявлению о регистрации по месту жительства по указанному адресу он приложил все необходимые документы, в указанной муниципальной квартире он проживает в качестве члена семьи нанимателя, все проживающие в квартире выразили согласие на его регистрации, в регистрации ему отказано в устной форме, на его письменное заявление о причине отказа в регистрации ответ не дан (л.д.4).
В судебном заседании заявитель поддержал свою просьбу по изложенным основаниям.
Заинтересованные лица Дрютова О.С., Дрютов В.П., Казаку Е.В., Дрютова И.В., Калинина М.Г. в судебном заседании полагали заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области по доверенности Грудина Е.А. – начальник отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поскольку заявителем для регистрации представлены не все необходимые документы - наймодатель согласия на вселение заявителя в квартиру не выразил.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж не явился в судебное заседание по неизвестной причине, о судебном разбирательстве извещен, отзыв на иск в суд не поступал.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации городского округа город Воронеж.
Выслушав участников процесса, изучив дело. суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 27.07.2010) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации")
В соответствии со ст.3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Согласно ст.4 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
В силу ст.6 названного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.
Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 11.11.2010) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, которыми предусмотрен следующий порядок регистрации граждан по месту жительства:
16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.
Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (ред. от 23.12.2009) утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в котором закреплены следующие требования к комплекту документов:
17. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 7 к Регламенту), выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства <1>.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов. Отметка в паспорте гражданина либо выдача свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста, производятся в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Распределение обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрено ст.249 ГПК РФ:
1. Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
2. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно ч.4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
РЕШЕНИЕМ от 7 июля 2005 г. N 102-II ВОРОНЕЖСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ «ОБ УЧЕТНОЙ НОРМЕ И НОРМЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Воронеже в размере 11 кв. м общей площади на одного человека.
Из материалов дела следует, что в муниципальной ..., общей площадью 55,8 кв.м, жилой – 41,7 кв.м, зарегистрированы проживающими 6 человек: супруга заявителя Казаку Е.В., ... г.р., с 20.01.1983 г.р., и их несовершеннолетняя дочь Казаку О.С., ... г.р., с 21.07.2003 г.р., родители Казаку Е.В. – Дрютова О.С., ... г.р, с 20.09.1973 г.р., и Дрютов В.К., ... г.р., с 29.11.1982 г.р., родная сестра жены заявителя Дрютова И.В., ... г.р., с 20.11.1981 г., и бабушка супруги заявителя Калинина И.Г., ... г.р., с 13.06.1991 г. – по настоящее время (л.д.15,17). Все они проживают в квартире на условиях договора социального найма и выразили согласие в письменной форме на вселение заявителя в указанную квартиру, о чем свидетельствуют их письменные заявления и пояснения в суде (л.д.9-14).
Лицевой счет открыт на имя Дрютовой О.С.
На каждого проживающего в квартире приходится по 9,3 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения в городе Воронеже, в связи с чем наймодатель может запретить вселение заявителя в квартиру.
Таким образом, на вселение заявителя в указанную квартиру необходимо в силу ч.1 ст.70 ЖК РФ согласие наймодателя, о чем отделом УФМС по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа заявителю правомерно разъяснено в письменной форме 04.05.2011 г. (л.д.27).
Такое согласие при обращении Казаку С.В. с заявлением о регистрации по месту жительства не представлено. Не выражено оно и в ходе судебного разбирательства настоящего дела. Доводы заявителя о том, что он обращался к наймодателю за таким согласием, не подтверждены. Настоящее решение не является препятствием обращения заявителя к наймодателю за согласием на вселение и в случае его получения повторного обращения за регистрацией по месту жительства.
Заявитель пояснял суду, что с 2003 г. по настоящее время фактически проживает в указанной квартире в качестве зятя Дрютовой О.С., в качестве члена семьи нанимателя.
Казаку С.В. вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права пользования жилым помещением в ... на условиях договора социального найма.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемое действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий отдела УФМС по Воронежской области, права либо свободы заявителя не были нарушены, не созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.
Таким образом, суд не усматривает оснований признать незаконным отказ отдела УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа в регистрации Казаку С.В. по месту жительства по адресу ... и обязать отдел УФМС России по Воронежской области в Левобережном районе г.Воронежа зарегистрировать его по указанному адресу.
В удовлетворении заявлении Казаку С.В. об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства должно быть отказано.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Казаку С.В. об оспаривании отказа в регистрации по месту жительства.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.
Решение в окончательной форме составлено 23.05.2011 г.
Судья Кочергина О.И.