06.07.2011 №2-1324-11 Решение: исковые требования удовлетворены



Дело № 2- 1324/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж                                      06 июля 2011 г.

Левобережный районный суд г. Воронежа в    составе председательствующего    судьи                           Какурина А.Н.,

при секретаре                    Богосьян И.В.,

с участием истца                    Ивченко Т.А.,

представителей ответчиков            Ерошенко О.В., Томилиной Г.Д.,

представителя 3-го лица                Рожкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ивченко Т.А. к Областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения Воронежской области» и филиалу Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа об установлении факта награждения почётным знаком,

у с т а н о в и л :

истица Ивченко Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, с учётом уточнения исковых требований (л.д. 38 – 39), об установлении факта награждения нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года», указывая, что в 1977 году администрация филиала № 1 Рижского Ордена Трудового Красного Знамени производственное швейного объединения «Латвия» Министерства лёгкой промышленности Латвийской ССР, представила её к награждению нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года», к нагрудному знаку выдано удостоверение, однако филиал Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа письмом от 04.05.2011 г. № 04-2033 сообщил ей об отсутствии оснований присвоения звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что награждение производилось Латвийской ССР. Просила установить факт награждения её нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» от имени Министерства лёгкой промышленности СССР, указывая, что установление данного факта ей необходимо в связи с правом на получением дополнительного социального обеспечения.

В судебном заседании истица Ивченко Т.А. заявленные исковые требования с учётом их уточнения просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Ерошенко О.В., Томилиной Г.Д., представитель заинтересованного лица Департамента труда и социального развития Воронежской области Рожков А.А. в судебном заседании исковые требования просили разрешить на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в 1977 году администрация филиала № 1 Рижского Ордена Трудового Красного Знамени производственное швейного объединения «Латвия» Министерства лёгкой промышленности Латвийской ССР представила Ивченко ФИО12 к награждению нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года», указанный нагрудный знак ей был выдан, к нагрудному знаку выдано удостоверение (л.д. 7).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Федеральным законом "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в пункте 1 статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия был принят Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 69-ОЗ "О присвоении звания "Ветеран труда".

В соответствии со ст. 2 и 3 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 69-ОЗ (ред. от 12.03.2008) "О присвоении звания "Ветеран труда" звание "Ветеран труда" является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд и устанавливается в целях обеспечения оказания мер государственной социальной поддержки ветеранам труда в соответствии с действующим законодательством.

Звание "Ветеран труда" присваивается лицам: 1) имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, и награжденным:

а) орденами или медалями СССР, РСФСР, Российской Федерации; б) либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР, Российской Федерации; в) либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде; 2) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Виды орденов, медалей, почетных званий, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", определяются правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Союза ССР и РСФСР.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", относятся:

1) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), награждение которыми производилось Правительством Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппаратом Правительства Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, межгосударственными (межправительственными) органами, созданными государствами - участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте;

2) почетные грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, ведомственные медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), если награждение производилось Президиумом Верховного Совета бывших СССР, РСФСР, а также РФ, Президиумом Центрального исполнительного комитета (ЦИК) бывшего СССР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховным Судом бывших СССР, РСФСР, Прокуратурой бывшего СССР, министерствами и ведомствами бывших СССР и РСФСР, в том числе с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Решения о награждении ведомственными знаками отличия в труде должны быть (приняты) подписаны руководителями (заместителями руководителей) органов, перечисленных в настоящем пункте.

Удостоверение к ведомственным знакам отличия в труде, указанным в настоящем пункте, должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти СССР, РСФСР или руководителем (заместителем руководителя) органа государственной власти Воронежской области, руководителем (заместителем руководителя) организации при условии, что в удостоверении имеется ссылка на то, что вручение производится от имени органа государственной власти СССР, РСФСР;

3) награды Воронежской области - знак отличия "За заслуги перед Воронежской областью", почетное звание "Почетный гражданин Воронежской области", почетный диплом "За доброту и милосердие";

4) почетная грамота Федерации независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), нагрудный знак ФНПР "За активную работу в профсоюзах", нагрудный знак ФНПР "За заслуги перед профдвижением России" при условии, если ими были награждены работники непосредственно этих организаций, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе (согласно записи в трудовой книжке) и получавшие в них заработную плату.

Звание "Ветеран труда" присваивается указом губернатора Воронежской области.

Порядок присвоения звания «Ветеран труда» регулируется постановлением Администрации Воронежской обл. от 14.08.2006 N 658 (ред. от 02.10.2009) "О порядке реализации Закона Воронежской области "О присвоении звания "Ветеран труда" и Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской обл. от 09.04.2010 N 594/ОД "Об утверждении Порядка оформления и выдачи удостоверений (свидетельств) о праве на меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Воронежской области".

Федеральное законодательство не содержит нормативно определенного понятия "ведомственный знак отличия в труде", однако, как следует из действующих актов федерального законодательства и актов законодательства РСФСР, СССР, на основе предписаний которых регламентировались вопросы награждения различного рода ведомственными знаками отличия в труде ранее, правом решения вопросов о награждении ведомственными знаками отличия в труде наделены не только руководители (их заместители) органов государственной власти и ведомств бывшего СССР, РСФСР или Российской Федерации, в системе которых они работали согласно записям в их трудовых книжках, но и иные, в том числе общественные организации, представительные и исполнительные органы государственной власти (не только в отношении граждан, работавших в системе этих органов, но и в отношении иных лиц, показавших успехи и достижения в труде) выполнявшие легитимно предоставленные им полномочия в данной сфере.

Таким образом, правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Суд приходит к выводу о том, что филиал № 1 Рижского Ордена Трудового Красного Знамени производственное швейного объединения «Латвия» Министерства лёгкой промышленности Латвийской ССР названные полномочия выполнил правомерно, на основании действующих норм права, соответственно, они законно порождали соответствующие правовые последствия в виде награждения конкретных лиц ведомственными знаками отличия в труде.

Доводы филиала Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения Воронежской области» Левобережного района г. Воронежа, содержащиеся в письме от 04.05.2011 г. № 04-2033, о том, что награждение производилось Латвийской ССР, что не позволяет присвоить звание «Ветеран труда» (л.д. 4), не основаны на законе.

Согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 8 апреля 1977 г., награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.

Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, в котором работала истица.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт, об установлении которого просит истица, имеет правовое значение, поскольку с его установлением связано право истицы на установление дополнительного социального обеспечения.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение и прекращение личных или имущественных прав граждан.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Участвующими в деле лицами по существу не представлено возражений против исковых требований Ивченко Т.А.

Суд считает возможным установить факт награждения Ивченко Т.А., <данные изъяты> нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» от имени ЦК профсоюза и Министерства лёгкой промышленности СССР.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

установить факт награждения Ивченко Т.А., <данные изъяты>, нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1977 года» от имени ЦК профсоюза и Министерства лёгкой промышленности СССР.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий                                А.Н. Какурин