26.07.2011 № 2-1467-11 Решение:исковые требования удовлетворены



Дело № 2-1467/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж                                                «26» июля 2011 г.

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего    судьи                           Какурина А.Н.,

при секретаре                    Журавлевой С.Б.,

с участием прокурора                 Пришутова В.Г.,

представителей ответчиков            Косых Л.Е. и Тарасенко А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов,

у с т а н о в и л:

прокурор Левобережного района города Воронежа, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Воронеж и Управе Левобережного района городского округа город Воронеж об обязывании в совершении действий по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями стандартов, указал, что в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильных дорог по улице Чебышева г. Воронежа установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, имеются значительные дефекты дорожного покрытия, выбоины, ямочность. Действуя в рамках полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях приведения безопасности дорожного движения в соответствие с требованиями закона, прокурор просил обязать Управу Левобережного района городского округа город Воронеж и Администрацию городского округа город Воронеж привести указанные автомобильные дороги в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В судебном заседании прокурор Пришутов В.Г. исковые требования поддержал, просил заявленные исковые требования удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель администрации городского округа город Воронеж по доверенности Тарасенко А.Р. с иском не согласилась, пояснила, что в соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения     безопасности     дорожного     движения     являются     расходными обязательствами муниципальных образований. Положениями ст. 10 указанного закона установлено, что местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств бюджета и внебюджетных источников. Статьей 14 Устава городского округа город Воронеж предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа. Согласно п.1 ст. 29 к исключительным полномочиям городской Думы относятся утверждение бюджета городского округа город Воронеж и отчета о его исполнении. Полномочия администрации по содержанию автомобильных дорог ограничены рамками бюджетных средств. Но объектное распределение ассигнований бюджета происходит исходя из возможностей расходной части бюджета городского округа и обеспечивает решение вопросов: местного значения, в том числе по содержанию автомобильных дорог, в объемах заявленных денежных средств. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. В настоящее время достаточных денежных средств для проведения ремонтных работ дорог в бюджете города не имеется. Пояснила также, что не оспаривает то обстоятельство, что дорожное покрытие на указанной улице не соответствует требованиям стандартов.

     Представитель ответчика Управы Левобережного района городского округа город Воронеж по доверенности Косых Л.Е. просила разрешить заявленные требования в соответствии с нормами действующего законодательства, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж просила отказать, указывая, что Управа Левобережного района городского округа город Воронеж является ненадлежащим ответчиком.

3-е лицо Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дела извещено, ходатайств об отложении дела в суд не поступало. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 06.07.2011 г. в ходе обследования асфальтового покрытия автомобильной дороги по ул. Чебышева г. Воронежа установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93, в частности, имеются дефекты дорожного покрытия (ямочность, выбоины), о чем был составлен соответствующий акт (л.д. 4).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательствомРФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенциисамостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожногодвижения. Полномочия органов местного самоуправления в областибезопасности дорожного движения являются расходными обязательствамимуниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии с п.п.5 п.1 ст. 14 Федерального закона № 133-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» К вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп.5 п.1 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ РОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационном состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения.

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа г. Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 10.12.2009 г. № 372-II, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации городского округа город Воронеж и осуществляет функции управления в сфере дорожного хозяйства и благоустройства.

В соответствии с п.2.2 вышеуказанного Положения основными задачами Департамента в том числе является организация строительства, содержания, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений местного значения в границах городского округа.

Согласно ч.2 ст. 14 Устава городского округа город Воронеж финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения городского округа, исполняются за счет средств бюджета городского округа.

Доводы представителя администрации городского округа город Воронеж о том, что полномочия администрации в указанной области ограничены рамками бюджетных средств, суд не принимает во внимание по тем основаниям, что согласно ст. 6. Закона Воронежской области от 10.10.2008 г. № 81-ОЗ «О бюджетном процессе Воронежской области» бюджетными полномочиями администрации области являются, в том числе обеспечение составление проекта областного бюджета; обеспечение исполнение областного бюджета; обеспечение составление отчета об исполнении областного бюджета.

Оценивая представленные доказательства, суд руководствуется требованиями ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчиком Администрацией городского округа город Воронеж не представлено доказательств надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей как на орган местного самоуправления.

Суд признаёт ненадлежащее состояние дорожного покрытия улицы Чебышева г. Воронежа общеизвестным фактом.

По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что необходимо обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильную дорогу по улице Чебышева г. Воронежа в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

По указанным основаниям суд также считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, поскольку признаёт указанного ответчика ненадлежащим, поскольку законом на этого ответчика не возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.

Суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении в газете «Берег».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

обязать Администрацию городского округа город Воронеж привести автомобильную дорогу по улице Чебышева г. Воронежа в соответствие с требованиями государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В удовлетворении исковых требований прокурора Левобережного района города Воронежа к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж отказать.

Обязать Администрацию городского округа город Воронеж разместить информацию о принятом судом решении в газете «Берег».

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд.

Председательствующий                        А.Н. Какурин