о признании незаконным постановления



2-1037/2011

    Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

      09 июня 2011 года                                                 город Воронеж

           Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего-судьи Филимоновой Л.В.,

    при секретаре          Потаенковой А.Г.

        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО2 к Управе Левобережного района городского округа город Воронеж о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

            ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления управы Левобережного района городского округа г.Воронеж от 11.02.2011 года «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ветерана Великой Отечественной войны Вогникова», при этом указал, что постановление мотивировано тем, что согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 г. -СК/07, по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильем ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и принимая во внимание письмо Департамента труда и социального развития Воронежской области от 23.04.2010 года , категории несовершеннолетних узников концлагерей обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» не подлежат. Однако, считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как письма Минрегионразвития и Департамента труда и социального развития Воронежской области нормативными актами не являются, нигде официально не опубликовано, противоречат нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу, в частности положениям Указа Президента РФ от 15.10.1992 г. И 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»; пр.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, согласно которых заявитель имеет право как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанный инвалидом вследствие трудового увечья, получает ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов ВОВ. Предоставление жилого помещения по договору социального найма является мерой социальной поддержки, следовательно, он как инвалид 2 группы и бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и из союзниками в период ВОВ, нуждающийся в улучшении жилищных условий имеет право быть принятым на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории ветераны ВОВ, которым предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета (ст.15 ФЗ «О ветеранах»). Просит признать его заявление обоснованным, постановление от 11.02.2011г. управы Левобережного района городского округа города Воронеж незаконным и обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав путем принятия постановления.

           В судебном заседании заявитель ФИО2 свои требования поддержал и пояснил, что заявление писал, чтобы ему выдали жилье и как инвалиду и как ветерану. Просит поставить его на учет в получении жилья, признать его заявление обоснованным, постановление управы Левобережного района городского округа г.Воронеж от 11.02.2011 года «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ветерана Великой Отечественной войны ФИО2» нарушающим его конституционные права на жилище. Он прождивает с племянницей ФИО1 Лицевой счет открыт на ФИО4, он сын племянницы. В комнате по <адрес> проживают три человека: он, ФИО1 и ФИО4 С женой заявитель пока не разведен, она проживает где-то в <адрес> с дочерью и ухаживает за детьми дочери. С дочерью заявитель также не поддерживает отношения. Квартира по <адрес> была приватизирована на него и на внучку. Когда он работал охранником в 2001 г., то его избили, проломили голову и до 2006 года он был ненормальным человеком. Квартиру на <адрес> продал в связи с тем, что он стал неадекватным человеком, так как его преследовали преступники. В 2008 году он попал по автомобиль по вине этих преступников. Часть денег от продажи квартиры он потратил на лечение. Сейчас ему негде жить. Просит обязать управу Левобережного района городского округа г.Воронежа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав путем принятия постановления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, бывшего несовершеннолетнего узника концлагерей, ге6тто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и инвалида по трудовому увечью, по вине работодателя. Документы у него приняли. Просит, чтобы Управа Левобережного района поставила его на учет и как инвалида по трудовому увечью и как ветерана войны.

           Представитель заинтересованного лица управы Левобережного района городского округа г.Воронежа – ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ФИО2 обратился к ним как ветеран ВОВ, написал, что он являлся узником, а не как инвалид, при этом предоставил пакет документов. 25 января 2011 года в его адрес было направлено письмо о необходимости предоставить дополнительные документы на остальных членов семьи, которые зарегистрированы по адресу: <адрес> ком.5, однако никаких документов предоставлено не было. 11.02.2011 г. было вынесено постановление о том, что ФИО2 отказано в постановке на учет по тем основаниям, что он не подпадает под действие Указа президента, поскольку он является несовершеннолетним узников. Указ распространяется на тех лиц, которые являются ветеранами ВОВ, инвалидами ВОВ, вдовами погибших участников ВОВ, принимавшие в болевых действиях лица. Ни к одной из категорий заявитель не подходит. Согласно письма Минрегиона ФИО2 было отказано. Кроме того, в постановлении указан и тот факт, что у ФИО2 было в собственности ? доля квартиры, которой в последствии он распорядился по своему усмотрению, он ее продал, то есть тем самым ухудшил свои жилищные условия. Основанием первоначального отказа было то, что ФИО2 не попадает под действия Указа, поскольку данная категория не подлежит обеспечению именно жилыми помещениями, поскольку ФИО2 является несовершеннолетним узником. Управа не обеспечивает жильем, является подразделением муниципального органа городского округа г.Воронежа и никак не является субъектом федерации. Они ведут только учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Жильем обеспечивает субъект Федерации.

         Представитель заинтересованного лица Департамента труда и социального развития администрации Воронежской области ФИО6 пояснила, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по указанным в возражениях основаниях. При этом добавила, что ст.ст.1, 2 ФЗ «О ветеранах» установлена категория лиц, являющихся ветеранами, к их числу бывшие несовершеннолетние узники не отнесены. Правовых оснований для расширительного толкования указа Президента РФ от 07.05.2008 года не имеется. Из данной нормы следует, что из всей категории Президент РФ постановил завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников ВОВ. Бывшим несовершеннолетним узникам, согласно указу Президента предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению установленный для инвалидов ВОВ. Данным указом объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам не был определен, но отнесен к законодательству о льготах инвалидов ВОВ. На момент издания Указа Президента действовало Положение о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих которым установленный для инвалидов ВОВ объем жилищно-бытовых льгот по своему содержанию был шире в сравнении с материально-бытовыми льготами, поскольку предусматривает жилищные льготы, предусмотренные п.п.17-10 Положения. П.8 ст.154 ФЗ от 22 августа 2004 г. №» 122-ФЗ сохраняется объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам. Таким образом, реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы предоставления мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в ряде законодательных актов, которые не содержат положений об обеспечении их жильем за счет средств федерального бюджета. Следовательно, законодатель не идентифицирует бывших несовершеннолетних узников фашизма с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Согласно практике, сложившейся в Воронежском областном суде, иски по данной категории дел остаются без удовлетворения.

           В своих письменных возражениях представитель заинтересованного лица Департамента труда и социального развития администрации Воронежской области ФИО6 указала, что ст.ст.1,2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что под ветеранами ВОВ принимаются граждане, указанные в п.п. «а»-«ж», «и» п.1 ст.2 Федерального Закона «О ветеранах». К их числу бывшие несовершеннолетние узники не отнесены. Ст.ст.14, 15, 16, 17, 18, 19 и 21 указанного закона федеральным законодателем определен круг лиц, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Правовых оснований для расширительного толкования Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 не имеется, из преамбулы и пункта 1 данного Указа в сравнении со ст. 1 ФЗ «О ветеранах» следует, что из всей категории ветеранов Президент РФ постановил завершить обеспечение жилье нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону № 5-ФЗ. Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма наряду с иными мерами поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ и участников ВОВ из числа военнослужащих. Данным указом объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам не был определен, но отнесен к законодательству о льготах инвалидом ВОВ На момент опубликования Указа Президента действовало Положение о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих, которым установленный для инвалидов ВОВ объем жилищно-бытовых льгот по своему содержанию был шире в сравнении с материально-бытовыми льготами, поскольку предусматривает жилищные льготы согласно п.15 Положения, тогда как материально-бытовые льготы предусмотрены п.п.17-29 Положения. П. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ сохраняется объем льгот бывшим несовершеннолетним узникам. Таким образом, реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы предоставления мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в ряде законодательных актов, которые не содержат положений об обеспечении их жильем за счет средств федерального бюджета. Следовательно, федеральный законодатель не идентифицирует бывших несовершеннолетних узников фашизма с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. По мнению Минрегионразвития РФ и в соответствии с разъяснениями от 19.03.2010 г. 10496-СК/07, категория граждан из числа несовершеннолетних узников концлагарей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» не подлежит (л.д.71-72).

            Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая стороны должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

          Как установлено судом, заявитель ФИО2 является узником и имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (л.д.6)

          Также заявитель является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности (л.д.6, 22), проходит лечение (л.д.19), ему рекомендована восстановительная терапия: наблюдение о невролога, стационарное лечение (л.д.20-20об.).

             20 января 2011 года истцом ФИО2 руководителю управы Левобережного района городского округа г.Воронеж было написано заявление о принятии его на учет для обеспечения жильем ветеранов ВОВ, основанием для предоставления жилья было указано – несовершеннолетний узник (л.д.25), а также предоставлены необходимый пакет документов, в том числе выписка из домовой книги, откуда усматривается, что ФИО2, 1941 года рождения зарегистрирован по адресу: <адрес> комната 5. По данному адресу также зарегистрирован ФИО4, 2004 года рождения и ФИО1, 1980 года рождения (л.д.26). Также предоставлено свидетельство о заключении брака между ФИО2 и ФИО7 (л.д.46), свидетельство о государственной регистрации права о том, что ФИО4, 2004 года рождения на основании договора купли-продажи от 21.05.2007 года (л.д.49-49об.) на праве собственности имеет комнату в <адрес> (л.д.48), что также подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.55). О правах ФИО1 и ФИО2 на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества у Управления Росреестра по Воронежской области сведения отсутствуют (л.д.56, 57), также сведения отсутствуют в ГУП ВО «Воронежоблтехинвентаризация» (л.д.58). Из технического паспорта жилого помещения усматривается, что комната в коммунальной <адрес> по адресу <адрес> имеет жилую площадь 14,7 кв.м. (л.д.50-54), лицевой счет открыт на имя ФИО4 (л.д.54). Из справки А СПР от 14.01.2011 г., выданной Департаментом муниципальной собственности управления жилищного фонда усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес> приватизировано на двух граждан – ФИО2 и ФИО8 по ? доли (л.д.59). Согласно договору купли-продажи от 29 мая 2007 года ФИО2 продал свою долю вышеуказанной квартиры (л.д.60).

           Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ управа Левобережного района городского округа город Воронеж отказала в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветерану Великой Отечественной войны ФИО2 – он не предоставил документы: справки департамента муниципальной собственности управления жилищного фонда администрации ГО <адрес> на ФИО1, ФИО4, сведения о регистрации жены ФИО7 Данное заявление было направлено заявителю (л.д.4-5).

          Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ управой <адрес> городского округа <адрес> были внесены изменения в постановления управы Левобережного городского округа город Воронеж от 11.02.2011 г. «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветерана Великой Отечественной войны ФИО2» - в констатирующей части постановления исключены слова «со ст.53» (л.д.23). Данное постановление было направлено ФИО2 (л.д.70).

         Из справок АСПР и АСПР от ДД.ММ.ГГГГ, выданных администрацией ГО г.Воронежа департамент муниципальной собственности управление жилищного фонда ФИО1 и ФИО4 участия в приватизации жилых помещений на территории городского округа г.Воронеж не принимали (л.д.22)