Дело № 2-2152/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 07 декабря 2011 г.
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Какурина А.Н.,
при секретаре Богосьян И.В.,
с участием прокурора Алферовой А.А.,
представителя ответчика Прибыльновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа к Закрытому акционерному обществу «Воронежстальмост» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов,
у с т а н о в и л :
прокурор Левобережного района г. Воронежа обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Воронежстальмост» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, указывая, что прокуратурой проведена проверка деятельности ответчика по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что среднесписочное число работников ответчика составляет 1.870 человек, ответчиком должно быть создано 56 рабочих мест для инвалидов, однако в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком не созданы указанные рабочие места. Просил обязать ЗАО «Воронежстальмост» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты – 17 мест (л.д. 2 – 3).
В судебном заседании прокурор Алферова А.А. заявленные исковые требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, уточнив их, просила обязать ответчика создать 38 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной законом квоты.
Представитель ответчика Прибыльнова О.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что у ответчика имеются вакансии, однако на указанные должности фактически инвалиды не могут быть приняты, поскольку работы связаны с воздействием вредных производственных факторов. Фактически в ЗАО «Воронежстальмост» работает 17 инвалидов. Ответчик не отказывал в трудоустройстве гражданам по тому основанию, что они являются инвалидами. Пояснила также, что деятельность ответчика в силу гражданского законодательства направлена на получение прибыли, в связи с чем считает, что на ответчика действующее законодательство не возлагает обязанности без компенсации создавать рабочие места для инвалидов. Полагает также, что квота должна устанавливаться только от количества должностей, на которые имеется возможность принимать инвалидов, а не от всего среднесписочного состава работников. Считает, что квота по трудоустройству инвалидов выполнена.
3-е лицо Государственное казённое учреждение Воронежской области «Центр занятости населения Левобережного района» представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дело извещено, ходатайств об отложении дела в суд не поступало. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Закрытое акционерное общество «Воронежстальмост» имеет среднесписочный состав в 2011 году в количестве 1.854 человек (л.д. 80).
03.05.2011 г. и 16.06.2011 г. ЗАО «Воронежстальмост» уведомило Государственное казённое учреждение Воронежской области «Центр занятости населения Левобережного района» о том, что у ответчика отсутствует возможность трудоустройства инвалидов (л.д. 78, 79).
В соответствии со справкой ЗАО «Воронежстальмост» в указанном обществе трудоустроено 17 инвалидов (л.д. 77). Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая исковые требования о наличии у ответчика обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с п.6 "Декларация о правах инвалидов" (Принятой 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) инвалиды имеют право на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству.
В соответствии с правилом 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов" (Приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН), государствам следует активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантии соблюдения контрактов или оказание других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государствам следует побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий.
В силу п. 10 Рекомендации N 168 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ) следует принимать меры содействия занятости инвалидов, соответствующие нормам занятости и заработной платы, которые применяются к трудящимся в целом.
В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Конвенции N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ей сессии Генеральной конференции МОТ) каждое государство - член в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Указанная политика направлена на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда.
В силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
В соответствии со ст. 224 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст.ст. 20 и 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст.ст. 3 и 4 Закон Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ (ред. от 29.12.2009) "О квотировании рабочих мест для инвалидов" Организациям, численность работников в которых составляет более ста человек, устанавливается квота для инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории (Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45).
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Оценивая действующее нормативно-правовое регулирования относительно защиты прав инвалидов, суд приходит к выводу о том, что законодатель ограничил права юридических лиц в части свободы заключения трудовых договоров с инвалидами, возложив, в частности, на юридические лица, списочная численность работников которых превышает 100 человек, обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов, в связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика Прибыльновой О.В. об отсутствии у ответчика обязанности по созданию рабочих мест и фактическому заключению трудовых договоров с инвалидами в пределах установленной законом квоты. Ответчиком не выполнена установленная законом квота для приёма на работу граждан из числа инвалидов.
Доводы представителя ответчика о том, что создание рабочих мест в пределах квоты должно быть основано на компенсационном механизме со стороны публичной власти, заслуживают внимания, однако указанное обстоятельство само по себе не освобождает ответчика от обязанности по созданию рабочих мест в пределах квоты.
Так, постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 36 (ред. от 03.10.2009) "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения" регулирует порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (включая расходы на осуществление этих полномочий, оплату услуг почтовой связи и банковских услуг) в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - субвенции): осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
Вместе с тем, спор относительно порядка и условий выплаты указанной компенсации может быть разрешён в порядке, установленном законом.
Суд считает возможным обязать Закрытое акционерное общество «Воронежстальмост» выделить (создать) в счёт квоты 38 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда, исходя из принципа разумности, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 33319 НК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в местный бюджет в размере 4.000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать Закрытое акционерное общество «Воронежстальмост» выделить (создать) в счёт квоты 38 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Воронежстальмост» государственную пошлину в местный бюджет в размере 4.000 (четырёх тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд.
Председательствующий А.Н. Какурин