Дело № 2-2151/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 30 ноября 2011 г.
Левобережный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Какурина А.Н.,
при секретаре Богосьян И.В.,
с участием прокурора Землянухиной О.В.,
представителя ответчика Хорошиловой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Левобережного района г. Воронежа к Обществу с ограниченной ответственностью «Воронежская Строительная Биржа» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов,
у с т а н о в и л :
прокурор Левобережного района г. Воронежа обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Воронежская Строительная Биржа» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, указывая, что прокуратурой проведена проверка деятельности ответчика по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов. Проверкой установлено, что среднесписочное число работников ответчика составляет 223 человека, ответчиком должно быть создано 7 рабочих места для инвалидов, однако в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов ответчиком не созданы указанные рабочие места. Просил обязать ООО «Воронежская Строительная Биржа» выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты – 7 мест.
В судебном заседании прокурор Землянухина О.В. заявленные исковые требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, суду пояснила, что ответчиком создано два рабочих места, 2 инвалида трудоустроены, в связи с чем требования уточнила, просила обязать ответчика создать 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной законом квоты.
Представитель ответчика Хорошилова Н.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что у ответчика иногда имеются вакансии – монтажников, бетонщиков, каменщиков, однако на них не могут быть приняты инвалиды, фактически трудоустроено 2 инвалида. Других вакансий нет. С учётом специфики работы приём на работу инвалидов нецелесообразен. Каким-либо лицам по тому основанию, что они являются инвалидами, в трудоустройстве отказано не было. Пояснила также, что деятельность ответчика в силу гражданского законодательства направлена на получение прибыли, в связи с чем считает, что на ответчика действующее законодательство возлагает обязанность только по квотированию рабочих мест для инвалидов, ответчик не обязан искать инвалидов для принятия их на работу.
3-е лицо Государственное казённое учреждение Воронежской области «Центр занятости населения Левобережного района» представителя в судебное заседание не направило, о рассмотрении дело извещено, ходатайств об отложении дела в суд не поступало. Суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Воронежская Строительная Биржа» имеет среднесписочный состав в 220 человек (л.д. 4).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательств трудоустройства лиц, признанных инвалидами, в количестве 5 ответчиком суду не представлено.
Оценивая исковые требования о наличии у ответчика обязанности по созданию рабочих мест для инвалидов, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с п.6 "Декларация о правах инвалидов" (Принятой 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) инвалиды имеют право на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству.
В соответствии с правилом 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов" (Приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН), государствам следует активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантии соблюдения контрактов или оказание других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государствам следует побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий.
В силу п. 10 Рекомендации N 168 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ой сессии Генеральной конференции МОТ) следует принимать меры содействия занятости инвалидов, соответствующие нормам занятости и заработной платы, которые применяются к трудящимся в целом.
В соответствии со ст.ст. 2 и 3 Конвенции N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (Принята в г. Женеве 20.06.1983 на 69-ей сессии Генеральной конференции МОТ) каждое государство - член в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Указанная политика направлена на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда.
В силу ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
В соответствии со ст. 224 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст.ст. 20 и 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст.ст. 3 и 4 Закон Воронежской области от 03.05.2005 N 22-ОЗ (ред. от 29.12.2009) "О квотировании рабочих мест для инвалидов" Организациям, численность работников в которых составляет более ста человек, устанавливается квота для инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Квота устанавливается в размере 3% к среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории (Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45).
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая это конституционное положение, а также положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Оценивая действующее нормативно-правовое регулирования относительно защиты прав инвалидов, суд приходит к выводу о том, что законодатель ограничил права юридических лиц в части свободы заключения трудовых договоров с инвалидами, возложив, в частности, на юридические лица, списочная численность работников которых превышает 100 человек, обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов, в связи с чем суд отклоняет доводы представителя ответчика Хорошиловой Н.Ю. об отсутствии у ответчика обязанности по фактическому заключению трудовых договоров с инвалидами в пределах установленной законом квоты. Ответчиком не выполнена установленная законом квота для приёма на работу граждан из числа инвалидов.
Поскольку у ответчика создано в счёт квоты 2 рабочих места, суд считает возможным обязать Общество с ограниченной ответственностью «Воронежская Строительная Биржа» выделить (создать) в счёт квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда, исходя из принципа разумности, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать Общество с ограниченной ответственностью «Воронежская Строительная Биржа» выделить (создать) в счёт квоты 5 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 02 декабря 2011 года.
Председательствующий А.Н. Какурин