2-1750/2011 от 18.11.11г. - решение: иск удовлетворен



Дело № 2-1750/11



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2011 года Левобережный районный суд города Воронежа в составе:

Председательствующего судьи                 Ятленко Н.В.

при секретаре                         Лукьяненко В.И.

с участием прокурора Леоновой Р.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заявлению Прокурора Левобережного района города Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа №33 г. Воронежа (МОУ СОШ №33) и Администрации городского округа город Воронежа об обязании оборудовать ограждением территории участка образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Левобережного района города Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 33 г. Воронежа (МОУ СОШ №33) об обязании оборудовать ограждением территории участка образовательного учреждения, просит обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Воронежа оборудовать ограждением высотой 1,5 м. территорию участка школы по всему периметру.

В обоснование иска указывает, что Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Воронежа создано администрацией городского округа г. Воронеж, зарегистрировано регистрационной палатой администрации города Воронеж 28 марта 1997 года №, имеет статус юридического лица. Основными задачами школы являются воспитание детей школьного возраста, охрана их здоровья, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности. В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. В образовательном учреждении, согласно п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. №44, территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м., однако в МОУ СОШ №33 отсутствует ограждение территории участка образовательного учреждения высотой 1,5 м по всему периметру, что нарушает права обучающихся на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.3 ст.32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.

Затем Прокурор Левобережного района города Воронежа представил суду уточненное исковое заявление, в котором просил обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 г. Воронежа оборудовать забором территорию общеобразовательного учреждения, а при недостаточности денежных средств обязанность по финансированию в порядке субсидиарной ответственности возложить на Администрацию городского округа г. Воронеж, указывая, что все образовательные учреждения являются муниципальными и учредителем согласно уставам является администрация городского округа г. Воронеж.

В судебном заседании прокурор Левобережного района г.Воронежа Леонова Р.К. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 33 – Руднева Л.С. в судебном заседании пояснила, что исковые требования она считает обоснованными и не возражает против их удовлетворения, однако в настоящее время выполнить требования прокурора не представляется возможным из-за отсутствия необходимых денежных средств.

Представитель ответчика - Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности – Дзырук И.В. не оспаривала тот факт, что ограждение образовательному факту необходимо, однако выразила несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что в настоящее время у Администрации ГО г. Воронеж отсутствуют средства на эти цели. Также пояснила, что ежегодно Департамент образования составляет смету необходимых расходов на предстоящий год, а сумма утверждается Воронежской городской Думой и включается в проект бюджета города на год. В настоящее время невозможно выделить средства на оборудование ограждения школы № 33 из-за их отсутствия, средства на эти цели планируется выделить в 2012 году.

Представитель третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Воронежской области – Гатауллина О.И. поддержала требования прокурора в полном объеме и просила их удовлетворить. Также суду пояснила, что в настоящее время нет определенных требований, касающихся высоты забора, но по сложившейся практике он не должен быть ниже 1,5 метров.

Департамент образования Администрации городского округа г. Воронеж и Департамент финансово-бюджетной политики Администрации городского округа г. Воронеж своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений против заявленных требований суду не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая стороны должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что МОУ СОШ №33 является юридическим лицом (л.д.19-21), здание, расположенное по <адрес>, площадью 4019,0 кв.м. передано ей в оперативное управление (л.д.22). МОУ СОШ № 33 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, площадью 17511 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.03.2010 года (л.д.70).

Согласно постановления Администрации городского округа г.Воронеж Воронежской области № 329 от 30.12.2009 года утверждена схема расположения земельного участка, фактически занимаемого зданиями и сооружениями МОУ СОШ №33 по <адрес> на кадастровом плане территории (л.д.67-68). Земельный участок находится по адресу: <адрес> что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 12.02.2010 г. № (л.д.23). Между Администрацией городского округа г.Воронеж Воронежской области и МОУ СОШ №33 заключен договор о закреплении муниципального имущества в оперативное управление за учреждением образования № от 07.10.2002г. и дополнительное соглашение к договору № от 07.10.2002г. «О закреплении муниципального имущества в оперативное управление за учреждением образования» от 31.01.2008 года (л.д. 67).

МОУ СОШ № 33 является муниципальным общеобразовательным учреждением. Учредителем, согласно п.1.4 Устава, является Администрация городского округа г. Воронеж (л.д.33-43).

МОУ СОШ № 33 осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п.1.11 Устава).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Из информации по подготовки общеобразовательных учреждений к новому учебному году в октябре 2010 года следует, что всем общеобразовательным учреждениям Левобережного района г. Воронежа были выданы планы-задания по подготовке к новому 2011-2012г. учебному году.

При проведении совместной проверки с 09.08.2011г. по 11.08.2011г. подготовки общеобразовательных учреждений по планам-заданиям выполнены все пункты, кроме восстановления ограждений территории участков, в том числе в МОУ СОШ № 33, что не соответствует требованиям п.2.2.3 Сан ПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (л.д.6).

Директором МОУ СОШ № 33 Рудневой Л.С. в прокуратуру Левобережного района была направлена информация, в которой указано, что в МОУ СОШ № 33 выполнение ограждения территории школы по периметру запланировано на 2012 год по мере финансирования из городского бюджета, на что требуется около 2 млн.рублей (л.д.5).

Согласно действовавшим на момент проведения проверки п.2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44, территория участка образовательного учреждения должна быть ограждена забором высотой 1,5м. Аналогичные требования содержаться также в новых СанПиН, вступивших в силу с 01.09.2011г., утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», пункт 3.1 которых гласит, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором…».

Отсутствие забора вокруг общеобразовательного учреждения - МОУ СОШ №33, затрагивает права неопределенного круга несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, поскольку согласно требованиям ст.2, п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Согласно ст.120 ГК РФ, учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.3 ст.32 Закона «Об образовании», несет образовательное учреждение.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования об обязании МОУ СОШ №33 оборудовать забором территорию общеобразовательного учреждения подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Поскольку Администрация городского округа город Воронеж является учредителем МОУ СОШ №33, суд приходит к выводу, что при недостаточности у ответчика МОУ СОШ №33 денежных средств, субсидиарную ответственность необходимо возложить на муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Администрации городского округа город Воронеж за счет имущества, составляющего муниципальную казну.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора Левобережного района города Воронежа в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 33 г. Воронежа (МОУ СОШ № 33) и Администрации городского округа город Воронежа об обязании оборудовать ограждением территории участка образовательного учреждения удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 г. Воронежа оборудовать забором территорию общеобразовательного учреждения.

При недостаточности денежных средств у Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 33 г. Воронежа для оборудования забором территории общеобразовательного учреждения, обязанность по финансированию оборудования забором территории общеобразовательного учреждения, в порядке субсидиарной ответственности, возложить на Администрацию городского округа город Воронеж.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней через районный суд со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.В. Ятленко