Дело № 2-1536\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Левобережный районный суд <адрес> в составе председательствующего
судьи Т.Е. Бражниковой,
при секретаре КУхтиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Паневин С.Ф. к ФИО1 ФИО2 округа <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ФИО2 <адрес>, ОАО «Воронежсинтезкаучук» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Паневин С.Ф. обратился в суд с иском о признании права собственности на комнату 4 <адрес> Б по <адрес> в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указывает, что он является нанимателем указанного жилого помещения. В указанной квартире он зарегистрирован один. В 2010г. он обратился в Департамент муниципальной собственности с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, для дальнейшей приватизации. Однако, ему было отказано по тем основаниям, что комната относится к собственности ОАО «Воронежсинтезкаучук». При обращении в ОАО «Воронежсинтезкаучук» ему было сообщено, что комната заводу на праве собственности не принадлежит и в бухгалтерском учете не значится. Согласно письма Департамента муниципальной собственности комната 4 <адрес> Б по <адрес> в реестре муниципальной собственности не значиться. В соответствии с письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ФИО2 <адрес> данный объект недвижимости в реестре федерального имущества не значится. Считает, что спорная квартира расположена на территории Муниципального образования ФИО2 округа <адрес>, следовательно, собственником выступает ФИО1 ФИО2 округа <адрес>. Однако, ответчик не зарегистрировал право собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке, не оформил право оперативного управления с ОАО «Воронежсинтезкаучук», не принял меры к сохранности правоустанавливающих документов, в связи с чем считает, что своими действиями нарушает право истца на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Просит признать за ним право собственности на комнату 4 <адрес> Б по <адрес> в порядке приватизации (л.д.2).
Истец Паневин С.Ф. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание также не явилась представитель истца Трубникова С.Н.
Представители ответчиков - ФИО1 ФИО2 округа <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ФИО2 <адрес>, ОАО «Воронежсинтезкаучук» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо - Департамент муниципальной собственности в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Паневин С.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ проживает в коммунальной квартире № 121, расположенной в <адрес> и занимает комнату № 4, что подтверждается выпиской из домовой книги и финансового лицевого счета. Одер на предоставление истцу жилого помещения, не сохранился (л.д.10-11).
Комната 4 <адрес> Б по <адрес> является изолированным жилым помещением и общая площадь комнаты составляет 7,3 кв. м. (л.д.6-7).
На имя истца открыт лицевой счет № 995409800 (л.д.11,122)
В соответствии с постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 2428 за АООТ «Воронежсинтезкаучук» было зарегистрировано право собственности на <адрес>, в доме № 11 «б» по <адрес> (л.д.82-83).
В связи с изменением организационно-правой формы АООТ «Воронежсинтезкаучук» было преобразовано в ОАО «Воронежсинтезкаучук».
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 <адрес> и ОАО «Воронежсинтезкаучук» был заключен договор № 16/945 о передаче жилого дома № 11Б по <адрес> в муниципальную собственность( л.д.98-99,115-116).
Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче жилого фонда ОАО «Воронежсинтезкаучук» на баланс муниципальным предприятиям» № 1770, было принято решение о принятии на баланс МУ «РайДЕЗ ЖКХ ФИО1 <адрес>» жилого <адрес> и возложена обязанность заключить социальные наймы с нанимателями жилых помещений (квартир) в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103).
Согласно акту (накладной) № 1000000000002982 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Воронежсинтезкаучук» передало жилой дом № 11 Б по <адрес> на баланс МУ РайДЕЗ ЖКХ (л.д.84-85,100-101, 92-93, 111-112).
На основании постановления ФИО2 № 191-I от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден перечень № 323 объектов социально-бытовой сферы, передаваемых ОАО «Воронежсинтезкаучук» в муниципальную собственность, в указанный перечень входит жилой дом № 11Б по <адрес> (л.д.98-99).
Вместе с тем, как следует из сведений из Управления Росреестра по ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на <адрес> отсутствуют (л.д.14).
В силу п. 3.1 Положения «О реестре собственности, расположенной на территории <адрес>, и регистрации сделок с ней», установленный постановлением ФИО2 муниципального Совета № 193 от ДД.ММ.ГГГГ «О введении реестра собственности на территории <адрес> и регистрации недвижимости и сделок с ней», документов, удостоверяющим факт регистрации недвижимости за конкретным собственником, являлось «регистрационное удостоверение на право собственности», выдаваемое БТИ.
Согласно справке БТИ ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество в виде <адрес> Б по <адрес> значится зарегистрированным за ОАО «Воронежсинтезкаучук» на основании регистрационного удостоверения № 13-1298 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОАО «Воронежсинтезкаучук» с просьбой о заключении с ним договора социального найма и дальнейшей передачи комнаты 4 <адрес>Б по <адрес> в его собственность. Однако ему было сообщено, что указанная комната ОАО «Воронежсинтезкаучук» на праве собственности не принадлежит и в бухгалтерском учете не значится (Л.д.9).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент муниципальной собственности ФИО1 ФИО2 округа <адрес> с просьбой о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации (л.д.21).
Согласно письма Департамента муниципальной собственности <адрес> Б по <адрес> в реестре муниципальной собственности не значиться( л.д.8,90).
В соответствии с письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный объект недвижимости в реестре федерального имущества не значится (л.д.13).
Исходя из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество также отсутствуют сведения о зарегистрированных прав на объект недвижимости- на ком. № 4 <адрес> Б по <адрес> (л.д.36).
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная переда в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из преамбулы Закона следует, что целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Таким образом, Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» является механизмом реализации одного из важнейших конституционных прав граждан – права на жилища, закрепленного в ст. 40 Конституции РФ.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с ДД.ММ.ГГГГ Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1453-р рекомендовано всем хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы осуществить их передачу в муниципальную собственность до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 6 Положением о приватизации жилищного фонда, утвержденного Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 6-1 предусмотрено, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом ФИО2 округа <адрес>, - по жилым помещениям муниципального жилищного фонда ФИО2 округа <адрес>.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной ФИО1 по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 Закона РФ №1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст.7 Закона РФ №1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Оценивая собранные доказательства, суд приходит к выводу, что истец проживает в комнате № 4 <адрес>. 11 б. по <адрес> на основании договора социального найма, однако передача жилого <адрес> в муниципальную собственность должным образом не произведена, что является препятствием истцу к получении в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилья из муниципального фонда в свою собственность, что нарушает принцип равенства и свобод гражданина.
В соответствии со ст,ст.8,11 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом или иными нормативными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита нарушенных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленных процессуальным законодательством.
Отсутствие в настоящее время уполномоченного лица на распоряжение спорным объектом недвижимости не может лишить права истца на приватизацию занимаемой им комнаты в коммунальной квартире.
Учитывая указанные обстоятельства, а также то, что истец занимает изолированное жилое помещение, которое не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, право на приватизацию истца никем не оспаривается, Паневин С.Ф. ранее не принимал участие в приватизации, суд считает возможным признать за ним право собственности на комнату 4 квартиры № 121 <адрес> Б по <адрес> в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Ответчиками не представлено возражений против иска и доказательств в их обоснование.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Паневин С.Ф. к ФИО1 ФИО2 округа <адрес>, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ФИО2 <адрес>, ОАО «Воронежсинтезкаучук» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации- удовлетворить.
Признать за Паневин С.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, право собственности на жилое помещение- комнату 4 квартиры № 121 <адрес> Б по <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в ФИО2 областной суд в течение 10 дней через районный суд, с момента изготовления мотивированного решения. Решение изготовлено в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.Е. Бражникова