2-34/2012 от 10.01.12 - решение: иск удовлетворен частично



Дело №2-1751/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

10 января 2012 года Левобережный районный суд города Воронежа

в составе:

Председательствующего судьи                 Ятленко Н.В.

при секретаре                         Лукьяненко В.И.

с участием прокурора                     Савельевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуньковой Е.В. к ГУ «Воронежское региональное отделение фонда социального страхования», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области, Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью,

установил:

Истец обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью, указав в обоснование заявленных требований, что в 1964 году в результате ДТП, произошедшего по вине водителя автобуса, принадлежащего ОАО «Рудгормаш», она получила тяжкие телесные повреждения.

До мая 2008 г. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью выплачивались предприятием в срок и в полном объеме.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27 ноября 2007 года в отношении ОАО «Рудгормаш» введена процедура наблюдения.

Выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью истца ОАО «Рудгормаш» производило по 31 мая 2008 года, сумма возмещения вреда за май 2008 года составила 3017 руб. 80 коп. в соответствии с приказом по ОАО «Рудгормаш» № от 14.12.2007 г.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 14 мая 2008 года ОАО «Рудгормаш» признано банкротом, открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2008 г. по делу № требование истца в размере 769 539 руб. капитализированных платежей признано подлежащим включению в реестр требований кредиторов ОАО «Рудгормаш» и удовлетворению в первую очередь.

Определением Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2010 г. по делу № с согласия истца его право требования капитализированных повременных платежей перешло к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией.

Однако, рассмотрев заявление истца о выплате суммы задолженности по возмещению вредя здоровью Фонд социального страхования РФ письмом № от 15.04.2011 г.отказал ей в осуществлении ежемесячных выплат на том основании, что несчастный случай, произошедший с истцом не является страховым, а также на том основании, что не определен государственный орган, уполномоченный от лица Российской Федерации предъявлять к должнику перешедшее к государству от граждан-кредиторов требование о выплате капитализированных повременных платежей.

Отказы были получены истцом также из Департамента финансово-бюджетной политики Администрации городского округа город Воронеж - письмо № от 18.08.2010 г., и из Управления Федерального казначейства по Воронежской области - письмо № от 19.01.2011 г.

Учитывая переход к Российской Федерации обязанностей по возмещению вреда здоровью гражданина, истец просила взыскать с Российской Федерации в лице ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере 114 676,4 за период с июня 2008 года по июль 2011 года (38 месяцев).

В последующем истец неоднократно уточняла свои требования и окончательно просила взыскать в ее пользу всю сумму капитализированных повременных платежей в размере 769 539 рублей.

В судебное заседание истец Гунькова Е.В. не явилась. О времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассматривать дело в ее отсутствие с участием ее представителя. Суд считает это возможным.

Представитель истца по доверенности Морозова А.В. поддержала заявленные истцом уточненные требования и просила взыскать единовременно всю сумму повременных капитализированных платежей в истребуемом размере.

МИФНС № 1 по Воронежской области не направил для участия в деле своего представителя, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ГУ «Воронежское региональное отделение фонда социального страхования» Губарева В.С. не признала заявленных исковых требований, поскольку считает ГУ«Воронежское региональное отделение фонда социального страхования» не надлежащим ответчиком по данным требованиям. В обоснование указанных выводов сослалась на имеющиеся в материалах дела возражения на иск, где обращено внимание на то, что одним из направлений деятельности Фонда социального страхования РФ является обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществление, которого предусмотрено Федеральным законом от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 1 указанного закона определяет задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, основной из которых является возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Федеральный закон № 125-ФЗ в ст. 3 раскрывает понятие застрахованного: физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями п. 1 ст.5 настоящего закона; физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

В свою очередь пункт 1 ст. 5 Федерального закона № 125-ФЗ чётко определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К ним относятся: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключённого со страхователем; физические лица, осуждённые к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; физические лица, выполняющие работу на основании гражданско- правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Кроме того, в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая, которым в свою очередь является - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

В соответствии с нормами Федерального закона № 125-ФЗ, Фонд социального страхования является страховщиком в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Законодательством не предусмотрена обязанность Фонда осуществлять обеспечение по возмещению вреда жизни и здоровья иным лицам, не являющимися застрахованными, вред жизни и здоровью которых причинен не вследствие наступления страхового случая.

Таким образом, по мнению представителя ГУ Воронежского регионального отделения фонда социального страхования, действие Федерального закона № 125-ФЗ и соответственно «Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000г. № 863, распространяются исключительно на страхователей и застрахованных лиц в число которых истец не входит, поскольку получил травму в результате дорожно-транспортного происшествия. В момент получения травмы истец не находилась при исполнении трудовых обязанностей, следовательно, обязанности по возмещению вреда, причиненного его здоровью, у отделения Фонда не имеется.

В настоящее время законодательством не установлена обязанность Фонда социального страхования РФ осуществлять выплаты по обязательствам возмещения вреда возложенным общегражданскими нормами права на юридических лиц - причинителей вреда перед гражданами, не состоящими с ними в трудовых отношения (не застрахованными).

Таким образом, Государственное учреждение - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не является надлежащим лицом, которое может от имени Российской Федерации принять право требования гражданина к должнику капитализировать и произвести выплату сумм повременных платежей.

Представитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области Рюмшина М.А., представляющая одновременно и интересы Министерства Финансов РФ также не признала исковые требования, полагает, что в их удовлетворении надлежит отказать, поскольку Порядок исполнения Российской Федерацией обязательств должника по выплате капитализированных платежей в настоящее время не установлен, а также Правительством не определен орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный на получение в ходе процедуры банкротства коммерческих организаций денежных средств виде капитализированных платежей, право требования по которым перешло к государственной власти, который в дальнейшем обязан производить выплаты в пользу граждан, передавших свои требования к Российской Федерации.

Таким образом, Министерство финансов РФ, по мнению его представителя, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

    Суд, выслушав представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, выслушав мнение участвовавшего в деле прокурора Савельевой С.А., полагавшей, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению Министерством Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении Министерства Финансов РФ за счет казны РФ по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1068 ГК РФ, юридическое лицо либо гражданин возмещают вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

В силу п.4 ст. 1087 ГК РФ после начала трудовой деятельности несовершеннолетний, здоровью которого был ранее причинен вред, вправе требовать увеличения размера возмещения вреда исходя из получаемого им заработка, но не ниже размера вознаграждения, установленного по занимаемой им должности, или заработка работника той же квалификации по месту его работы.

Установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ни кем из сторон, то обстоятельство, что за истцом признано право на возмещение вреда здоровью, причиненное результате ДТП, произошедшего по вине водителя управлявшего автобусом, принадлежащим ОАО «Рудгормаш» в результате которого истцу был причинен вред здоровью и в его пользу взысканы ежемесячные повременные платежи возмещения вреда здоровью сумме 3017 рублей 80 копеек с последующей ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Правительством РФ на соответствующий год.

Согласно Приказа гендиректора ОАО «Рудгормаш» от 14.12.2007 года № в 1964 году в результате дорожно-транспортного происшествия автобусом ОАО «Рудгормаш» была травмирована Гунькова Е.В.. По заключению бюро судебно-медицинской экспертизы от 10.06.1997 года(лд. 67-69) Гуньковой Е.В. установлено 40% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Согласно п.4 ст. 1087 ГК. РФ размер возмещения вреда увеличивается исходя из получаемого потерпевшим заработка. Средний месячный заработок Гуньковой Е.В. составляет 7544,50 руб. (семь тысяч пятьсот сорок четыре рубля 50 кон.). Размер возмещения вреда составляет 3 017.80 руб. (три тысячи семнадцать рублей 80 коп.). в связи с чем главному бухгалтеру было предписано выплачивать Гуньковой Елене Васильевне ежемесячно с 01 июля 2007 года пожизненно по 3 017 руб. 80 коп. Выплаты производить независимо от получаемых потерпевшей: пенсии, заработка.(лд.8).

Решением Арбитражного суда ВО от 8 мая 2008 г. ОАО Рудгормаш признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство(лд.105-106).

Определением Арбитражного суда ВО от 5 июня 2008 г. установлено требование истца к ОАО «Рудгормаш» в размере 769 539 рублей капитализированных платежей, подлежащее включению в реестр требований кредиторов ОАО «Рудгормаш» и удовлетворению в порядке п. 5 ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в первую очередь. Установленные указанным определением данные в силу ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего дела ( л.д.107-108).

Определением Арбитражного суда ВО от 5 мая 2010 года удовлетворено заявление истца о передаче Российской Федерации принадлежащего ей права требования возмещения вреда, причиненного здоровью в сумме 769 539 рублей капитализированных повременных платежей ( л.д. 109-110).

При обращении истца в ГУ Воронежское региональное отделение ФСС и УФК по ВО о выплате капитализированных платежей ей было отказано, по тем основаниям, что данные органы не производят выплату капитализированных повременных платежей ( л.д.9,12).

В силу ч. 2 ст. 1093 ГК РФ В случае ликвидации юридического ли признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по возмещению вреда, причиненного здоров истца в виде капитализированных повременных платежей на Министерство Финансов РФ за счет казны РФ исходя из следующего.

Как установлено судом, причинение вреда здоровью истца произошло по вине ОАО «Рудгормаш» и не связано с трудовыми отношениями с последним. В этой связи его требования не могут быть удовлетворены в порядке, предусмотренном положениями ФЗ № 125 ФЗ от 24 июля 1998 г. « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев производстве и профессиональных заболеваний», так как в силу ст.1 данного Закона обязательное социальное страхование от несчастных-случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает в частности, возмещение вреда причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим ФЗ случаях.

В соответствие с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Статьей 419 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается ликвидацией юридического лица ( должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо ( по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и др.).

Согласно ст. 135 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)» определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижении возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет.

С согласия гражданина и в соответствие с п. 3 ст. 135 ФЗ № 127 ФЗ от 26.10.2002 г. его право требования к должнику в сумме капитализированных платежей переходит к государству. В данном случае, обязательства должника перед гражданами по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствие с федеральным законом в порядке, определенном Правительством РФ.

Истец, не являясь застрахованным лицом предприятия должника, дал свое согласие на передачу государству принадлежащего ему права требования возмещения вреда, причиненного здоровью, то есть передал свои права как кредитора государству, интересы которого представляет ФНС России в лице МИФНС № 1 по Воронежской области и определением Арбитражного суда ВО от 5 июня 2008 года указанные требования установлены в размере 769 539 рублей повременных капитализированных платежей.

В связи с тем, что истец капитализированные платежи не получил, то обязательство, в силу вышеупомянутой нормы Федерального закона по возмещению вреда, перешло к государству и подлежат исполнению за счет казны РФ, а после определения Правительством РФ органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты - указанным органом.

На период рассмотрения настоящего дела орган, уполномоченный производить выплату капитализированных платежей в указанных случаях, Правительством РФ не определен, следовательно, требования истца подлежат удовлетворению за счет казны РФ в лице Министерства Финансов РФ, а в иске к другим ответчикам по настоящему делу должно быть отказано.

Согласно вышеуказанных постановлений арбитражного суда, вступивших в законную силу, размер капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда здоровью истца определен в сумме 769 539 рублей.

В соответствие с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решение арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться.

    С выплатой капитализированных повременных платежей прекращается соответствующее обязательство должника.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    

Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Гуньковой Е.В. капитализированные повременные платежи в сумме 769 539 рублей(семьсот шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать девять рублей).

В иске Гуньковой Е.В. к ГУ «Воронежское региональное отделение фонда социального страхования», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Воронежской области, о взыскании задолженности по выплатам в возмещение вреда, причиненного здоровью – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья                            Н.В. Ятленко