12-273/11, решение, оставлено без изменения



Дело №12 –273/11

Р Е Ш Е Н И Е

г.Воронеж 01 ноября 2011 г.

Судья Левобережного районного суда г. Воронежа Родовниченко С.Г.,

с участием представителя

Управления по экологии

и природопользованию     

Воронежской области Гришаевой Я.А.,

представителя Болотова В.В.     Зубарева А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ Управления по экологии и природопользованию Воронежской области о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Директор ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотов В.В. обжалует и просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания.

В своей жалобе указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. Управление по экологии и природопользованию Воронежской области вынесло постановление о наложении штрафа за административное правонарушение, которым он привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Ссылается на то, что указанное в постановлении №185-В нарушение состояло в том, что: по адресам: <адрес>, контейнеры для сбора КГО емкостью 8 м3 расположены соответственно на открытом грунте или на деревянном поддоне без твердого основания, по адресам: <адрес> – соответственно захламление прилегающей территории ТБО и растительными остатками.

Указывает, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено без составления протокола об административном правонарушении, при этом само постановление составлено на момент проведения проверки, и не на месте совершения правонарушения – 16 июня 2011г., а ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя прокурора Левобережного района С.Н. Жбанкова также датировано 17 июня 2011г. – это противоречит требованиям законодательства. Ссылается на то, что такими действиями органы прокуратуры и управление по экологии не обеспечили ему процессуальных гарантий полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, при привлечении к административной ответственности лишили его возможности направить в Управление своего законного представителя и воспользоваться правами.

Указывает, что управляющая компания осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: <адрес>. Согласно методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 размещение площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства жилых зданий. На момент принятия домов в управление мусоросборочная площадка уже была установлена в указанном месте, следовательно, ее месторасположение было согласовано в установленном порядке. Таким образом, тот факт, что установка контейнера для сбора крупногабаритных отходов не соответствует требованиям нормативных актов, не может служить основанием для привлечения директора управляющей компании к административной ответственности. Тем более, что в связи с плотностью застройки определить иное место расположение контейнерной площадки не представляется возможным. Контейнеры для сбора крупногабаритных отходов принадлежат МКП «ПООО», которое самостоятельно устанавливает их. В связи с тем, что мусоросборочная площадка расположена на земельном участке, который является муниципальной собственностью, директор управляющей компании не может нести за нее ответственность, так как согласно действующего законодательства управляющая компания выступает от имени и в интересах собственников.

Указывает, что ОАО «Управляющая компания Левобережного района» («Потребитель») заключен договор №3121 от 21 января 2008г. с МКП городского округа г. Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» (Исполнитель»), согласно которому «Исполнитель» оказывает управляющей компании услуги по вывозу и утилизации (захоронению) ТБО из жилищного фонда. Согласно условиям договора №3121 «Исполнитель» ежедневно и своевременно осуществляет вывоз ТБО. Данный факт подтверждается актами выполненных работ и маршрутными графиком вывоза бытовых отходов.

Указывает, что проверкой не установлены факты сбора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» отходов на водосборные площади, в недра и на почву, либо размещения или захоронения, ввоза опасных отходов, захламления придомовой территории и т.д. придомовая территория мкд по адресам: <адрес> регулярно убирается дворниками подрядных организаций ООО «ЖЭУ №19» и «ООО Домоуправление №41», с которыми ОАО «Управляющая компания Левобережного района» заключило договор (л.д. 4-8).

В судебное заседание заявитель Болотов В.В. не явился. О слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть жалобу в его отсутствие, допустить к участию в деле в качестве его представителя Зубарева А.Е. (л.д.45,75).

Представитель директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. – Зубарев А.Е. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, просил постановление отменить, а производство по делу прекратить. Суду пояснил, что дома, указанные в постановлении находятся в их управлении на основании протоколов общих собраний и договоров на управление многоквартирными домами, заключенными с первым собственником. Настаивал на том, что постановление от 28.06.2011 г. подлежит отмене, в том числе и по причине нарушения процессуальных норм, поскольку отсутствует протокол об административном правонарушении.

Представитель Управления по экологии и природопользованию Воронежской области Гришаева Я.А. в удовлетворении жалобы просила отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Исходя из требований ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости оценки доказательств по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что вина директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. в нарушении ст.8.2 КоАП РФ доказана, и вменение ему нарушения указанной статьи является обоснованным по следующим основаниям.

16.06.2011 г., с участием помощника прокурора Левобережного района г.Воронежа Лазутиной И.П., была проведена проверка исполнения ОАО «Управляющая компания Левобережного района» законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об охране окружающей среды при размещении контейнеров для сбора крупногабаритных отходов на территории Левобережного района г. Воронежа о чем был составлен акт проверки, к нему приложен фотоматериал (л.д.13-14,55-56,57-61).

Директором ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. 17.06.2011 г. в адрес прокуратуры Левобережного района г.Воронежа было направлено письмо, в котором сообщалось, что контейнерные площадки, указанные в акте проверки от 16.06.2011 г., не входят в состав общего имущества жилых домов, находящихся в управлении ОАО «Управляющая компания Левобережного района» (л.д. (л.д.34,53,54,67).

Управой Левобережного района городского округа город Воронеж 17.06.2011 г. был представлен реестр контейнерных площадок, находящихся в ведении ОАО «Управляющая компания Левобережного района» (л.д.63,64-66).

17.06.2011 г. заместителем прокурора Левобережного района г.Воронежа было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. по ст.8.2 КоАП РФ, допустившего следующие нарушения экологического законодательства:

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания;

- по адресу: <адрес> ОАО «Управляющая компания Левобережного района» установлен 1 контейнер для сбора КГО емкостью 8 куб. м. на открытом грунте, без твердого основания (л.д. 50-52), которое 17.06.2011 г. было направлено руководителю Управления по экологии и природопользованию по Воронежской области (л.д.49).

Как усматривается из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.06.2011 г., Болотову В.В. были разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.4 КоАП РФ, Болотовым В.В. было дано объяснение по существу нарушений (л.д. 50-52).

В соответствии с п.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В силу требования п.1 ст.28.4 КоАП РФ, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Определением ведущего консультанта отдела государственного экологического контроля – государственного инспектора Воронежской области по охране природы рассмотрение административного дела в отношении директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. было назначено на 28.06.2011 г. (л.д. 48).

В судебном заседании установлено, что постановлением Управления по экологии и природопользованию Воронежской области по делу об административном правонарушении №185-В от 28.06.2011 г.., директор ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотов В.В. был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 11-12, 46-47).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что дело об административном правонарушении в отношении директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В., предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, было возбуждено в установленном порядке, в пределах полномочий прокурора Левобережного района г.Воронежа, с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено 28.06.2011 г. в соответствии с требованиями ст.ст.29.4 – 29.6 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что довод заявителя Болотова В.В. о том, что по делу об административном правонарушении не был составлен протокол, что заявителю не были обеспечены процессуальные гарантии полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы.

Поскольку дело было возбуждено постановлением от 17.06.2011 г., в данном случае неприменима ст.28.6 КоАП РФ, регулирующая порядок вынесения постановления без составления протокола, на которую ссылается заявитель в своей жалобе.

Из представленных материалов усматривается, что между ООО «Жилищно-эксплуатационный участок №19» и ОАО «Управляющая компания Левобережного района» были заключены договора подряда от 01 апреля 2011г. №01, от 01 марта 2010г. № 03 на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, с перечнем домов, указанных в приложении №1 (л.д. 15-19, 20-24).

Между ОАО «Управляющая компания Левобережного района» и МКП городского округа город Воронеж «Производственное объединение по обращению с отходами» заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) крупногабаритных отходов (КГО) №09-0056 от 18 марта 2009г. (л.д. 68-69).

Согласно п.2.3 Устава, ОАО «Управляющая компания Левобережного района» осуществляет деятельность по управлению жилищным и нежилым фондом, предоставление жилищных и коммунальных услуг юридическим и физическим лицам. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – Директором (п.14.1) (л.д.26-33).

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.

Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, нарушившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г., под обращением с отходами понимается деятельность, по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с требованиями ст.11 указанного Закона и ст.16 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Пунктом 1 ст.22 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21 ФЗ от 30.03.1999 г. №52-ФЗ).

В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2.3, 2.2.9, 2.2.10 СанПин 42-128-4690-88 на территории домовладения должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров; площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

В соответствии с пунктами 10, 42, подпунктом «д» пункта 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего

имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (п. «д» п. 11 Правил).

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170 оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.

При таких обстоятельствах, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Судом установлено и не оспаривается заявителем Болотовым В.В. в жалобе, а также представителем директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. – Зубаревым А.Е. в судебном заседании, что все дома, указанные в оспариваемом постановлении, находятся в управлении ОАО «Управляющая компания Левобережного района», что между ОАО «Управляющая компания Левобережного района» и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах, заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание управляющей организацией по заданию и за счет собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.

Таким образом, именно директор ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотов В.В. в данном конкретном случае является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАп РФ.

Факт нарушения директором ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотовым В.В. изложенных выше норм экологического законодательства, а следовательно совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАп РФ, подтверждается представленными суду доказательствами.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Заявителем Болотовым В.В. не представлены суду доказательства в обоснование своей жалобы, а именно документы, подтверждающие то, что он, являясь директором ОАО «Управляющая компания Левобережного района», не имел возможности для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Суд приходит к выводу, что административная ответственность обоснованно возложена на Болотова В.В., поскольку на момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 27.05.2011 г. (л.д.15-16), он являлся директором ОАО «Управляющая компания Левобережного района», что не оспаривается им в жалобе.

На основании изложенного, а также учитывая, что при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ допущено не было, директор ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. привлечен к административной ответственности в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу о правомерности вынесения оспариваемого постановления и назначения в отношении директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. административного наказания.

Доводы директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. и его представителя Зубарева А.Е., изложенные в жалобе и представленные при рассмотрении дела, не опровергают вынесенного Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области постановления, а лишь содержат в себе несогласие с ним, что не является основанием для его отмены.

На основании изложенного и, руководствуясь п.п.1 п.1 ст. 30. 7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора ОАО «Управляющая компания Левобережного района» Болотова В.В. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья С.Г. Родовниченко