№ 2- 1415/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лесозаводск ХХХХХХ г.
Лесозаводский городской суд Приморского края Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Якимова А.Е.,
при секретаре Свинаренко Ю.С.,
а так же прокурора Ильиной Т.А.,
представителя ответчика - администрации Лесозаводского городского округа Спициной Е.Ю.,
представителя ответчика - директора муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» Абдукодировой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа и муниципальному учреждению культуры «Культурно – досуговый центр» в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности
В судебном заседании требования уточнил и просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
В исковом заявлении указывает, что в ходе проведенной в период с 1 по ХХХХХХ года проверки выявлены нарушения ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности". Дома культуры является муниципальной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за МУК «Культурно - досуговый центр». Кроме того, проверкой установлено, что в адрес МУК «Культурно – досуговый центр», сотрудниками ОГПН г.Лесозаводска и Лесозаводского района неоднократно вносились предписания с требованиями об устранении одних и тех же нарушений требований пожарной безопасности, которые остались до настоящего времени не исполненными, при этом администрацией Лесозаводского городского округа необходимые для этих целей мероприятия финансировались, но денежные средства в достаточном объеме не выделены.
В судебном заседании прокурор Ильина Т.А. изменила исковые требования, просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельских Домах культуры.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, принял к рассмотрению измененные в судебном заседании исковые требования.
Прокурор Ильина Т.А. настаивает на удовлетворении измененных в судебном заседании требованиях по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа Спицина Е.Ю. исковые требования не признала, считает требования прокурора вмешательством в решение вопросов местного самоуправления осуществляемых администрацией Лесозаводского городского округа. Показала, что администрация Лесозаводского городского округа в настоящее время не имеет возможности профинансировать мероприятия в полном объеме. Ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривающей противопожарное водоснабжение, применимо только при строительстве новых объектов и не могут распространяться на уже эксплуатируемые строения. В соответствии с пунктом 1.1. Свода правил системы противопожарной защиты, источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, указанный Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 вышеуказанного Закона и является нормативным документом добровольного применения, в связи с чем, прокурором не могли быть заявлены требования об обязании обеспечения наружного противопожарного водоснабжения.
Директор муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» Абдукодирова Н.В. исковые требования не признала, поддержала мнение представителя администрации Лесозаводского городского округа Спициной Е.Ю., показала, что в учреждениях проводится работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако в настоящее время полностью устранить указанные нарушения не представляется возможным недостаточностью финансирования указанных мероприятий. С 2007г. проверки проводились ежеквартально и замечания, указанные прокурором, переносились из представления в представления. Не устранялись из-за отсутствия финансирования.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.10 и 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим указанным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 34 указанных правил установлено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. В соответствии с п. 36 указанных Правил нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. В соответствии с п. 89 указанных Правил, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указанный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Положения указанного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со ст. 52, ст. 54 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе и применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок). Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В соответствии с п. 1.1 Свода правил системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, указанный Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени в сельских Домах культуры муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр», в нарушение ст. 52, 54, 62, 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 табл. А СП 5.13130.2009 п. 6 табл. 2 СП 3.13130.2009, п. 89 ППБ 01-2003, п. 5.2 СП 8.13130.2009 пунктов 3, 36 ППБ 01-2003, отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания, что является нарушением требований пожарной безопасности.
Материалами дела подтверждено, что дома культуры находятся в муниципальной собственности и закреплены на праве оперативного управления за муниципальным учреждением культуры «Культурно – досуговый центр». Администрация Лесозаводского городского округа не финансировала установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудование наружного противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли зданий.
Поскольку вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а так же их имуществу, ущемляют их права на безопасные условия пребывания, измененные в судебном заседании исковые требования прокурора об обязании администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Спициной Е.Ю. о необязательности исполнения требований об обеспечении противопожарным водоснабжением, что исковые требования прокурора являются вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, установлено что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Материалами дела подтверждается, что ранее надзорными органами неоднократно выносились предписания об устранении нарушений указанных в иске, но они не исполнены до настоящего времени. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц как постоянно пребывающих в указанном Муниципальном учреждении культуры, так и находящихся там временно, в связи с чем, требования прокурора направленные на защиту и восстановление гражданских прав граждан поданы Лесозаводским межрайонным прокурором в рамках полномочий предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Лесозаводского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ... а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ... а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания, ликвидировать горючие материалы на путях эвакуации.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания, ликвидировать горючие материалы на путях эвакуации.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры ... муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд со дня вынесения в окончательной форме.
Судья: Якимов А.Е.
Решение в окончательной форме принято ХХХХХХг.
Судья: Якимов А.Е.