.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
дело № 2- 1461/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Лесозаводск ХХХХХ г.
Судья Лесозаводского городского суда Приморского края Яровенко С.В., с участием
прокурора Ильиной Т.А.
представителя ответчика - администрации Лесозаводского городского округа Спициной Е.Ю. представившей доверенность № 2 от 11 января 2010 года,
представителя ответчика - муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» Климовой Г.А. представившей доверенность от 7 июля 2010 года,
при секретаре Свинаренко Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа и муниципальному учреждению культуры «Культурно – досуговый центр» в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в Лесозаводский городской суд Приморского края с исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа Приморского края, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в Доме культуры с. Лесное Муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр», расположенный по адресу: Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, возложить обязанность на администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, ликвидировать горючие материалы на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное в установленный судом срок, обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное расположенном по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ..., а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, ликвидировать горючие материалы на путях эвакуации, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное в установленный судом срок, вызвать в судебное заседание сотрудника ОГПН г. Лесозаводска и Лесозаводского района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю. В исковом заявлении прокурор указал, что в ходе проведенной в период с ХХХХХ по ХХХХХ года проверки установлено, что в Доме культуры с. Лесное МУК «Культурно – досуговый центр», в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», п. 9 табл. А СП 5.13130.2009 отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», п. 6 табл. 2 СП 3.13130.2009 отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в нарушение ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», п. 89 ППБ 01-2003, п. 5.2 СП 8.13130.2009 отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, в нарушение п. 6 с. 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент пожарной безопасности», пунктов 3, 36 ППБ 01-2003, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания Дома культуры, в нарушение п. 53 ППБ 01-2003 имеются горючие материалы на путях эвакуации. Здание указанного Дома культуры является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за МУК «Культурно - досуговый центр». Кроме того, проверкой установлено, что в адрес МУК «Культурно – досуговый центр», сотрудниками ОГПН г.Лесозаводска и Лесозаводского района вносились предписания с требованиями об устранении вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, которые остались до настоящего времени не исполненными, при этом администрацией Лесозаводского городского округа необходимые для этих целей мероприятия финансировались, денежные средства в достаточном объеме не выделены. В связи с чем, по мнению прокурора администрация Лесозаводского городского округа не принимает мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности в объектах с массовым пребыванием людей, что создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью, а так же имуществу граждан.
В судебном заседании прокурор Ильина Т.А. изменила исковые требования, просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное, обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное расположенном по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное. Других требований к ответчикам прокурор не имеет.
Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле принял к рассмотрению измененные в судебном заседании исковые требования.
Прокурор Ильина Т.А. настаивает на удовлетворении измененных в судебном заседании требованиях по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа Спицина Е.Ю. исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, в соответствии с отзывом на исковое заявление и показаниях данными ею в судебном заседании, считает требования прокурора вмешательством в решение вопросов местного самоуправления осуществляемых администрацией Лесозаводского городского округа. Показала, что мероприятия по производству монтажа автоматической установки пожарной сигнализации АУОП и системы оповещения СО по ДК с. Лесное запланированы на 2010 год. Требования прокурора в отношении источника наружного противопожарного водоснабжения не конкретизировано. Требования ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривающей противопожарное водоснабжение, применимы только при строительстве новых объектов, так как относится к главе 15 указанного закона «Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности», в связи с чем, указанные требования не могут распространяться на уже эксплуатируемые строения. Считает возможным использовать источник наружного противопожарного водоснабжения расположенный в 13 километрах от Дома культуры. Предписанием по устранению требований пожарной безопасности от ХХХХХ года установлен срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до ХХХХХ года.
Представитель муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» Климова Г.А. исковые требования не признала, поддержала мнение представителя администрации Лесозаводского городского округа Спициной Е.Ю., показала, что учреждением постоянно проводится работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, однако в настоящее время полностью устранить указанные нарушения не представляется возможным недостаточностью финансирования указанных мероприятий. В кровли здания Дома культуры не имеется деревянных элементов.
Свидетель Б. показал, что он является старшим инспектором ГПН г. Лесозаводска и Лесозаводского района УГПН ГУ МЧС России по Приморскому краю, при проверке проведенной ХХХХХ года в доме культуры с. Лесное установлено, что ответчиками, убраны горючие материалы для отделки стен с путей эвакуации, однако отсутствовали автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре, наружное противопожарное водоснабжение, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли строения. Наружное противопожарное водоснабжение находится в неисправном состоянии. Кровля дома культуры с Лесное имеет деревянные элементы.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Ильину Т.А., представителя администрации Лесозаводского городского округа Спицину Е.Ю., представителя муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» Климову Г.А., свидетеля Б., суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.10 и 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов в том числе относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим указанным законом является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. № 313 утверждены правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В частности, указанными правилами установлено, что указанные Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 34 указанных правил установлено, что противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. В соответствии с п. 36 указанных Правил нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно. В соответствии с п. 89 указанных Правил, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указанный Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Положения указанного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со ст. 52 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются в том числе и применением огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок). Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, производственных зданиях с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В соответствии с п. 1.1 Свода правил системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009, указанный Свод правил разработан в соответствии со статьями 68 и 99 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов (далее - поселения) и организаций.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени в сельском Доме культуры с. Ружино муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенном по адресу Лесозаводский городской округ с. Ружино ... ..., в нарушении ст. 52, 54, 62, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 9 табл. А СП 5.13130.2009 п. 6 табл. 2 СП 3.13130.2009, п. 89 ППБ 01-2003, п. 5.2 СП 8.13130.2009 пунктов 3, 36 ППБ 01-2003, отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли здания, что является нарушением требований пожарной безопасности.
Материалами дела подтверждено, что помещения сельского Дома культуры с. Лесное расположенного по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а находятся в муниципальной собственности и закреплены на праве оперативного управления за муниципальным учреждением культуры «Культурно – досуговый центр». Администрация Лесозаводского городского округа не финансировала установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудование наружного противопожарного водоснабжения, огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное.
Поскольку вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а так же их имуществу, ущемляют их права на безопасные условия пребывания, измененные в судебном заседании исковые требования прокурора об обязании администрации Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное, обязании муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное расположенном по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное подлежат удовлетворению.
Суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика Спициной Е.Ю. о необязательности исполнения требований об обеспечении Дома культуры с. Лесное наружным противопожарным водоснабжением, о том, что требования прокурора в отношении источника наружного противопожарного водоснабжения не конкретизировано, требования ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусматривающей противопожарное водоснабжение, применимы только при строительстве новых объектов, о том, что она читает возможным использовать источник наружного противопожарного водоснабжения расположенный в 13 километрах от Дома культуры, о том что исковые требования прокурора являются вмешательством в деятельность органа местного самоуправления, поскольку в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, установлено что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, в том числе и предписания № 125/121/121 от 7-26 мая 2009 года, № 221 от 16-21 июля Отдела государственного пожарного надзора г. Лесозаводска и Лесозаводского района ГУ МЧС России по Приморскому краю. Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц как постоянно пребывающих в указанном Муниципальном учреждении культуры, так и находящихся там временно, в связи с чем, требования прокурора направленные на защиту и восстановление гражданских прав граждан поданы Лесозаводским межрайонным прокурором в рамках полномочий предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда. Установленный предписанием № 134/158/158 от 18 мая 2010 года срок устранения недостатков (до 1 ноября 2010 года) не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ранее вынесенные предписания ответчиками не исполнены в полном объеме, указанный срок установлен для проверки исполнения предписания органа государственного пожарного надзора, и не является обязательным для суда. Источник водоснабжения расположенный в 13 километрах от Дома культуры с. Лесное не может служить источником наружного противопожарного водоснабжения для указанного Дома культуры в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводом правил системы противопожарной защиты источники наружного противопожарного водоснабжения требования пожарной безопасности СП 8.13130.2009. Требования прокурора об обеспечении наружным противопожарным водоснабжением Дома культуры с. Лесное суд считает допустимым, поскольку ответчики вправе по своему усмотрению использовать любой источник наружного противопожарного водоснабжения отвечающий требованиям пожарной безопасности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа произвести финансирование мероприятий направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное муниципального учреждения культуры «Культурно – досуговый центр» расположенного по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Культурно – досуговый центр» устранить нарушения требований пожарной безопасности в сельском Доме культуры с. Лесное расположенном по адресу Лесозаводский городской округ с. Лесное ... ... а, а именно: установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспечить наружное противопожарное водоснабжение, произвести огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания Дома культуры с. Лесное.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ХХХХХ года.
Судья _____________________