дело № 2- 866/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Лесозаводск 06 12 2011 г. Судья Лесозаводского районного суда Приморского края Вечерская Г.Н. с участием помощника Лесозаводского межрайонного прокурора Москальчука В.С. при секретаре Костроминой Е.В. рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского городского округа Приморского края в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Лесозаводского городского округа, УСТАНОВИЛ: Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в Лесозаводский районный суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа, выразившиеся в непринятии мер по организации и сбору твердых бытовых отходов на территории Лесозаводского городского округа. Также, истец просит в целях устранения нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие обязать администрацию Лесозаводского городского округа организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки, расположенной в 40 метрах в западном направлении относительно индивидуального жилого дома № 16 по ул. Механическая в установленный судом срок.. В судебном заседании помощник прокурора уточнил исковые требования относительно срока организации сбора и вывоза мусора с указанной несанкционированной свалки определив дату до 1 апреля 2012 года. В обоснование заявленных требований пояснил, что в ходе проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверки по фактам скопления бытового мусора на территории Лесозаводского городского округа, что приводит к нарушениям требований природоохранного законодательства установлено, что по ул. Механическая, располагается несанкционированная свалка площадью 2м на 4 м., объемом 15 куб. м. Администрацией Лесозаводского городского округа в нарушение ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды», и подпунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не принято реальных мер к устранению вышеуказанных нарушений требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, что является недопустимым, так как существенно ущемляет гарантированные Конституцией РФ права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, нарушает интересы Российской Федерации путем нарушения предусмотренной гражданам гарантии на соблюдение законов на территории Российской Федерации. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте слушания дела надлежащим образом. В представленном отзыве указал, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме поскольку, во-первых, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Положения «Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Лесозаводского городского округа», утвержденного Решением Думы ЛГО от 25.02.2010 года № 240 НПА, к полномочиям администрации городского относится разработка, утверждение и реализация долгосрочных программ, направленных на создание условий по организации вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа. При этом, постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 31.08.2011 года № 948 утверждена долгосрочная целевая программа «Об очистке земель», используемых под несанкционированными свалками в Лесозаводском городском округе в 2011-2013 годах». Объем финансирования программы на 2011 г. составляет 400 тыс. руб. В соответствии с Решением Думы ЛГО от 27.09.2011 г. № 430ПА «О внесении изменений в бюджет Лесозаводского городского округа на 2011 год, утвержденный решением Думы городского округа от 24.12.2010 года №366-НПА, на реализацию вышеуказанной программы предусмотрены бюджетные ассигнования к финансированию в 2011 году в размере 400 тыс. руб. В целях исполнения целевой программы, администрацией Лесозаводского округа заключен муниципальный контракт от 31.10.2011 года № 112 с ООО «Экологическая компания «Галактика», предметом которого является ликвидация несанкционированных свалок в ЛГО. Цена контракта составляет 398 тыс. рублей. Во вторых, организовать сбор и вывоз мусора с указанной несанкционированной свалки не предоставляется возможным ввиду дефицита бюджета Лесозаводского городского округа. Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему: В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» - территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно требований ч. 1, 2 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву — запрещен. Аналогичные требования закреплены частью 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора законодателем отнесена к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 13 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды», и подпунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более того, независимо от того, в чьей собственности находится земельный участок, именно администрация Лесозаводского городского округа, как орган местного самоуправления муниципального образования обладает полномочиями по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. п. 24); организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п. п. 25) (часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В соответствии со статьей 2 Устава Лесозаводского городского округа границы территории Лесозаводского городского округа установлены Законом Приморского края от 06.12.2004 N 181-КЗ "О Лесозаводском городском округе". Территорию Лесозаводского городского округа составляют исторически сложившиеся земли города Лесозаводска, село Буссе, Глазовка, Донское, Елизаветовка, Ильмовка, Иннокентьевка, Курское, Лесное, Марково, Невское, Орловка, Пантелеймоновка, Полевое, Ружино, Тамга, Тихменево, Тургенево, Урожайное, Филаретовка, железнодорожных станций Прохаско и Кабарга, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития округа, независимо от форм собственности и целевого назначения. Также, статьей 5 Устава Лесозаводского городского округа к вопросам местного значения Лесозаводского городского округа относятся в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Лесозаводского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории Лесозаводского городского округа. Таким образом, именно на администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность по организации сбора твердых и жидких бытовых отходов на ее территории. В соответствии со статьями 15, 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации - средства необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и включаются в расходную часть местных бюджетов. В силу ч. 2 ст. 2 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ от 21.07.2005г.). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке, установленном названным Федеральным Законом. Исходя из вышеизложенного, администрация Лесозаводского городского округа обязана организовывать и финансировать мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов от населения на территории Лесозаводского городского округа, обеспечив указанные мероприятия в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального Закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» - граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Поскольку указанная несанкционированная свалка находится на территории Лесозаводского городского округа, организация сбора, вывоза утилизации переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органом местного самоуправления, суд считает возможным удовлетворить требование прокурора в полном объеме. Доводы представителя ответчика суд считает не состоятельными, поскольку в судебном заседании достоверно установлена обязанность по организации сбора и вывоза мусора с несанкционированных свалок, находящихся на территории Лесозаводского городского округа, которая закреплена совокупностью вышеуказанных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года, Федерального Закона № 7-ФЗ от 10.02.2002г. «Об охране окружающей среды», Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», Водного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и других нормативных актов. Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа Приморского края по непринятию мер по организации сбора и вывозу мусора с несанкционированных свалок на территории Лесозаводского городского округа Приморского края. Обязать администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края организовать сбор и вывоз мусора с несанкционированной свалки, расположенной в 40 метрах в западном направлении относительно индивидуального жилого дома № 16 по ул. Механическая в срок до 1 апреля 2012 года. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней. Мотивированное решение в окончательной форме составлено 09 12 2011 года. Судья Вечерская Г.Н.