дело № 2- 708/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Лесозаводск хх.хх.хххх Судья Лесозаводского районного суда Приморского края Яровенко С.В., с участием прокурора Каленского Д.В., представителя администрации Лесозаводского городского округа Ковальчука Ю.В., представившего доверенность № хх от хх.хх.хххх, представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» Дубинина С.А., представившего доверенность № хх от хх.хх.хххх, при секретаре Башинской Н.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к КГУ «Примтеплоэнерго» филиал Лесозаводский и администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности по проведению работ по восстановлению нарушенного земляными работами благоустройства территории Лесозаводского городского округа, УСТАНОВИЛ: Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в Лесозаводский районный суд с исковым заявлением, в котором просит: обязать КГУП «Примтеплоэнерго» и администрацию ЛГО организовать, обеспечить и провести восстановление благоустройства и асфальтового покрытия в полном объеме в месте проведения работ на участке расположенном по адресу: ххххххх в районе домов № хх (согласно разрешения на производство земляных работ № хх от хх.хх.хххх) в соответствии с Решением Думы Лесозаводского городского округа от 28.05.2009 N 127-НПА "О Правилах внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа", Постановлением администрации Лесозаводского городского округа от 21.10.2009 года N 665 "Об утверждении Правил производства земляных работ, временно нарушающих благоустройство территории Лесозаводского городского округа" в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований прокурор указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверки по многочисленным обращениям граждан - жителей Лесозаводского городского округа, главы Лесозаводского городского округа Воробьева Н.Н., в ходе которой установлено, что КГУП "Примтеплоэнерго" филиал Лесозаводский в хх.хх.хххх году осуществляются работы по замене сетей горячего водоснабжения на участке расположенном по адресу: ххххххх в районе домов № хх. Согласно выданного отделом градостроительства и благоустройства администрации ЛГО разрешения от хх.хх.хххх № хх КГУП "ПТЭ" разрешено проведение работ по прокладке трубы «Изопрофлекс» в период с хх.хх.хххх по хх.хх.хххх, согласно данного разрешения, нарушенное благоустройство на данном участке должно быть восстановлено в срок до хх.хх.хххх. Согласно акта проверки от хх.хх.хххх № хх жкх благоустройство на участке производства работ, расположенному по адресу: ххххххх в районе домов № хх по состоянию на хх.хх.хххх не восстановлено, а именно территория не благоустроена, имеются кучи земли, асфальтовое покрытие не восстановлено. Не проведение работ по восстановлению благоустройства нарушает права граждан в области безопасности дорожного движения и жилищных отношений связи с тем, что работы проводились по ххххххх, по которой осуществляется движение автомобильного транспорта граждан, кроме того, осуществляется пешеходное движение. Помимо этого, проведением работ нарушено благоустройство придомовой территории домов № хх по ххххххх, которая в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ является общедомовым имуществом собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, однако в связи с тем, что в настоящее время земельный участок в собственность жильцами не оформлен, он находится в собственности муниципального образования, которое обязано следить за его состоянием. Таким образом, администрацией Лесозаводского городского округа, обладающей контрольными полномочиями в сфере благоустройства меры по организации восстановления благоустройства не принимались, иски о признании деятельности по проведению земляных работ незаконной, по восстановлению благоустройства в соответствии со ст.46 ГПК РФ, ст.397, 398 ГК, по возмещению вреда в судебные органы не направлялись. Выявленные факты неисполнения требований о восстановлении благоустройства и приведения места проведения работ в первоначальное состояние с восстановлением асфальтового покрытия и бордюрного камня нарушают интересы неопределенного круга лиц и при не выполнении возложенной законом обязанности могут повлечь причинению вреда жизни, здоровью и имуществу. В судебном заседании прокурор изменил исковые требования, просит суд признать ответчиком по делу КГУП «Примтеплоэнерго» ххххххх. Обязать КГУП «Примтеплоэнерго» провести восстановление благоустройства и асфальтового покрытия в полном объеме в месте проведения работ на участке расположенном по адресу: ххххххх в районе домов № хх в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Других требований по настоящему иску не имеет. Суд, с учетом мнения лиц участвующих в деле, принял к рассмотрению измененные в судебном заседании исковые требования прокурора и привлек администрацию Лесозаводского городского округа Приморского края в качестве третьего лица. В судебном заседании прокурор Каленский Д.В. настаивает на удовлетворении измененных исковых требованиях, по основаниям указанным в исковом заявлении. Представитель администрации Лесозаводского городского округа- Ковальчук Ю.В., считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, пояснил, что обязанность восстановления благоустройства и асфальтового покрытия лежит на КГУП «Примтеплоэнерго», что подтверждается разрешениями на производство работ, администрацией Лесозаводского городского округа направлялись предписания ответчику о необходимости проведения работ по благоустройству, которые ответчиком не исполнены, мастер участка ответчика П.И.А. за нарушение Правил благоустройства был привлечен к административной ответственности. Представитель ответчика КГУ «Примтеплоэнерго» Дубинин С.А. не согласен с исковыми требованиями, направил в суд возражения на исковое заявление, в котором указал, что с данным заявлением КГУП «Примтеплоэнерго» не согласно по следующим основаниям: на основании п. 2 Протокола совещания № хх от хх.хх.хххх по соглашению с Администрацией Лесозаводского городского округа КГУП «Примтеплоэнерго» осуществляет работы по реконструкции сетей ГВС с применением труб «Изопрофлекс» сверх ремонтной программы, а Администрация Лесозаводского городского округа решает вопрос по выделению денежных средств в размере хххххххх рублей для проведения благоустройства после прокладки труб. В соответствии с протоколом совещания № хх от хх.хх.хххх было решено, что администрация Лесозаводского городского округа выделяет денежные средства на благоустройство территории после укладки «Изопрофлекса». КГУП «Примтеплоэнерго» неоднократно обращался в Администрацию Лесозаводского городского округа по вопросу осуществления благоустройства территории после прокладки «Изопрофлекса». Данный факт подтверждается письмами № хх от хх.хх.хххх, № хх от хх.хх.хххх, № хх от хх.хх.хххх На основании письма № хх от хх.хх.хххх главы администрации С.А.С., подтверждает, что благоустройство территории после укладки «Изопрофлекса» будет осуществляться за счет средств местного бюджета в объеме хххххххх руб. в хх.хх.хххх г., но до настоящего времени данный вопрос не урегулирован. Статьей 431 ГК РФ, предусмотрено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. В соответствии с п. 2.2.4 договора аренды имущественного комплекса № хх от хх.хх.хххх - арендатор обязался производить ремонт арендованного имущества, согласно ремонтной программе. В соответствии с п. 2.2.5 договора — арендатор имеет право произвести капитальный ремонт арендованного имущества без письменного согласования (замена тепловых сетей ГВС на «Изопрофлекс» согласованно с Администрацией Лесозаводского городского округа), при этом сумма на проведение благоустройства после укладки трубы со стороны Администрации не выделялась. На основании ремонтной программы на хх.хх.хххх г. утвержденной Главой администрации Лесозаводского городского округа и Генеральным директором «КГУП «Примтеплоэнерго» - земляные работы по укладке «Изопрофлекса» по адресам указанным в исковом заявлении не фигурируют. Так же в ремонтной программе не фигурируют вопросы по укладке трубы из «Изопрофлекса». Согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Все котельные, указанные в иске, принадлежат на праве собственности Администрации Лесозаводского городского округа, следовательно, именно Администрация, как собственник имущества, должна нести обязанность по модернизации котельных, а не КГУП «Примтеплоэнерго», которое пользуется котельными на основании краткосрочного договора аренды. Статьями 6 Федерального закона «О теплоснабжении» № 190 от 27.07.2010, 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению надежного теплоснабжения потребителей возложена именно на органы местного самоуправления. Ссылку прокуратуры на ордера по производству земляных работ при укладке «Изопрофлекса» считает не состоятельной в связи с тем, что на основании обязательств согласно вышеизложенного взяла на себя Администрация Лесозаводского городского округа, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурору в отношении КГУП «Примтеплоэнерго». В судебном заседании представитель ответчика дополнил, что по его мнению указанный спор должен быть разрешен в Арбитражном суде, ему известно, что мастер участка ответчика П.И.А. за нарушение Правил благоустройства был привлечен к административной ответственности. Изучив материалы дела, заслушав объяснение прокурора Каленского Д.В., представителя администрации Лесозаводского городского округа Ковальчук Ю.В., представителя ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» Дубинина С.А. суд приходит к следующим выводам: В соответствии со статьями 16 (п. 5, 25), ст. 17.1 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами. Аналогичные положения закреплены в Уставе Лесозаводского городского округа, принятом решением Думы Лесозаводского городского округа от 30.08.2005 года N 144. В соответствии со ст. 25 Устава Лесозаводского городского округа, Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Приморского края. Структура администрации городского округа формируется главой администрации городского округа в соответствии с полномочиями, отнесенными настоящим Уставом к ведению администрации городского округа. Структура администрации городского округа утверждается Думой городского округа по представлению главы администрации городского округа. В структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа. В соответствии со ст. 28 Устава Лесозаводского городского округа, глава администрации городского округа, в том числе, осуществляет общее руководство деятельностью администрации городского округа, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации городского округа по решению вопросов местного значения, организует в пределах своих полномочий исполнение решений Думы городского округа, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории городского округа. В соответствии со ст. 29 Устава Лесозаводского городского округа предусмотрены полномочия Администрации Лесозаводского городского округа, а именно: администрация городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения в интересах населения городского округа, обеспечивает составление проекта бюджета городского округа, вносит его на утверждение Думы городского округа, обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение Думы городского округа, обеспечивает управление муниципальным долгом, осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения, установленные федеральным законом, настоящим Уставом, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, не отнесенные к компетенции Думы городского округа. Администрация городского округа является органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. В соответствии со ст.ст. 1, 4, 5 постановления главы администрации Лесозаводского городского округа от 21.10.2009 года N 665 «Правила производства земляных работ, временно нарушающих благоустройство территории Лесозаводского городского округа» данные Правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, производящими земляные работы, ведущими проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт инженерных подземных коммуникаций и сооружений. Разрешение на производство земляных работ выдается отделом архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Лесозаводского городского округа. Неисполнение или ненадлежащее исполнение Правил влечет ответственность в соответствии с законодательством. За невыполнение работ по восстановлению благоустройства после производства работ, связанных с нарушением благоустройства территории, а также за нарушение порядка производства работ, установленных Правилами, заказчик (ответственный исполнитель) привлекается к административной ответственности в установленном порядке, а работы по восстановлению элементов благоустройства осуществляются за его счет. Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности по приведению территорий в состояние, пригоднее для использования по целевому назначению. Администрация Лесозаводского городского округа осуществляет контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями Правил. В случае выявления фактов нарушений Правил уполномоченный орган и должностные лица администрации Лесозаводского городского округа вправе: проводить проверки производства земляных работ; выдать предписание об устранении нарушений; составлять протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; приостанавливать проведение земляных работ. В соответствии с "Правилами внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа», утвержденными решением Думы Лесозаводского городского округа от 25.08.2009 года № 127-НПА Правила внешнего благоустройства территории Лесозаводского городского округа в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства, очистки, уборки и озеленения территории Лесозаводского городского округа. Правила благоустройства обязательны для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории городского округа, а также физическими лицами, проживающими и находящимися на территории Лесозаводского городского округа. В соответствии с Разделом 13 пунктами 1, 2, 6, 10 вышеуказанных Правил благоустройства, работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы, устройство фундаментов при строительных работах), производятся только при наличии письменного разрешения, выданного уполномоченным органом городского округа. Разрешение на производство работ по строительству, реконструкции, ремонту коммуникаций выдается уполномоченным органом администрации Лесозаводского городского округа. Все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, должны быть ликвидированы в полном объеме организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с администрацией городского округа. Общий порядок производства работ при строительстве, ремонте, реконструкции коммуникаций определяется администрацией Лесозаводского городского округа. В соответствии с Разделом 17 Правил благоустройства администрация городского округа осуществляет контроль в пределах своей компетенции за соблюдением настоящих Правил. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляется в следующих формах: выдача предписания об устранении нарушений; составление протокола об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; 3) обращение в суд с заявлением (исковым заявлением) о признании незаконными действий (бездействия) физических и (или) юридических лиц, нарушающих настоящие Правила, и о возмещении ущерба. В соответствии с разделом 13 пунктом 6 «Правил внешнего благоустройства на территории Лесозаводского ЛГО», утвержденных решением Думы от 28.05.2009г. № 127-НПА, все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ по прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, должны быть ликвидированы в полном объеме организациями, получившими разрешение на производство работ, в сроки, согласованные с администрацией Лесозаводского городского округа. Согласно имеющемуся в деле копии разрешения № хх от хх.хх.хххх (л.д.9) на производство работ на территории Лесозаводского городского округа, оно выдано представителю Лесозаводского теплового района ФЛ «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» П.И.А. – мастеру участка тепловых сетей, в котором указано, что он обеспечен необходимыми материалами, рабочей силой, типовыми ограждениями и рабочей документацией. За неисполнение обязательства по настоящему разрешению несет установленную законодательством ответственность. Как установлено в судебном заседании, в адрес начальника теплового района «Лесозаводский» направлены предписания о необходимости проведения работ по восстановлению благоустройства. Согласно постановлений по делу об административном правонарушении № хх от хх.хх.хххх, от хх.хх.хххх № хх и № хх от хх.хх.хххх за нарушение Правил внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа мастер участка тепловых сетей теплового района «Лесозаводский» филиал «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» - П.И.А. подвергнут административному штрафу. Таким образом, поскольку КГУП «Примтеплоэнерго» разрушения и повреждения дорожного покрытия произведенные по его вине при производстве работ не ликвидированы в полном объеме до настоящего времени, суд считает, что исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора к КГУП «Примтеплоэнерго» подлежит удовлетворению. Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что администрация Лесозаводского городского округа обязана финансировать восстановление благоустройства и асфальтового покрытия после проведения работ ответчиком, поскольку указанные доводы ответчика не основаны на законе или договоре. Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика о том, что указанный спор должен быть разрешен в Арбитражном суде Приморского края, поскольку рассматриваемое исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц – жителей Лесозаводского городского округа. По мнению суда, Администрация Лесозаводского городского округа свои обязанности по организации и контролю за исполнением Правил внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа выполняет и не обязана вновь организовывать и проводить и финансировать восстановление благоустройства и асфальтового покрытия после произведенных ответчиком работ. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Лесозаводского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» провести восстановление благоустройства и асфальтового покрытия в полном объеме в месте проведения работ на участке расположенном по адресу: ххххххх в районе домов № хх в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Приморский краевой суд со дня вынесения. Судья _____________________________