РЕШЕНИЕ ...
Именем Российской Федерации
хх.хх.хххх года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Абросимовой А.А.,
с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Богдановой М.В.,
при секретаре судебного заседания Зыряновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лесосиирска о признании незаконными действий по образованию свалки бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать свалку, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов образуемых в п. Стрелка г. Лесосибирска.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска обратился в Лесосибирский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Лесосибирска о признании незаконными действий по образованию свалки бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать свалку в срок до 01.10.2010 года, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов образуемых в п. Стрелка г. Лесосибирска, в обоснование требований указав, что распоряжением администрации г. Лесосибирска от хх.хх.хххх года nnn МУП «ПП ЖКХ nnn ...» временно сроком до 01.05.2012 года разрешено захоронение отходов потребления в отработанном карьере, расположенном в 8 километрах на юго - восток от п. Стрелка, в 100 метрах на юг от автодороги на п. Мотыгино в границах МО г. Лесосибирск, на земельном участке земель государственной собственности кадастрового квартала nnn, относящийся к категории земель «Земли лесного фонда», площадью 1000 кв.м. Санкционирование данной свалки произведено в нарушение установленного действующим законодательством порядка строительства объектов размещения отходов, без учета соответствующих исследований. Таким образом прокурор полагает, что администрацией г. Лесосибирска не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов образующихся в п. Стрелка. Незаконная свалка создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушает право граждан ( неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В процесса рассмотрения настоящего спора прокурор уточнила заявленные требования в части указания местонахождения вышеуказанной свалки бытовых отходов, в связи уточненной информацией представленной главным архитектором города, указав местонахождение данной свалки по адресу: в 1200 метрах от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, ..., справа от автодороги Широкий лог - Мотыгино по ходу движения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Богданова М.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала по вышеуказанным основаниям, указав, что прокуратурой г.Лесосибирска совместно с Росприроднадзором, территориальным отделом № 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории п. Стрелка.
В ходе проверки установлено, что МУП «ПП ЖКХ nnn ...», находящееся по адресу: ... ... края, ... оказывает услуги населению по санитарной очистке и благоустройству в том числе сбор, транспортировка и размещение бытовых отходов (отходы 4 класса опасности) от населения, а также оказывает услуги предприятиям, организациям - по транспортировке и размещению бытовых отходов на временном объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке земель государственной собственности кадастрового квартала ..., относящемся к категории земель «Земли лесного фонда», находящемся по вышеназванному адресу, расположенному в границах муниципального образования «город Лесосибирск» площадью 1000 кв.м., где распоряжением администрации города Лесосибирска от хх.хх.хххх nnn МУП «ПП ЖКХ nnn ...» временно, сроком до 01.05.2012 г. разрешено захоронение отходов потребления.
Постановлением администрации года nnn от хх.хх.ххххг. утвержден проект
границ земельного участка, с целью предварительного согласования места размещения
объекта - строительство полигона ТБО в кадастровом квартале nnn. На основании
ходатайства администрации города, агентством природопользования Совета
администрации Красноярского края проведен конкурс на право заключения контракта по
разработке проекта строительства полигона для захоронения отходов потребления и
производства п.Стрелка. При этом до настоящего времени не решен вопрос относительно перевода земель лесного фонда в земли поселений, проектные работы не были выполнены.
Захоронение отходов потребления на указанном участке противоречит действующему законодательству.
Таким образом, администрацией г. Лесосибирска надлежащим образом не организована утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов, образующихся в п. Стрелка.
Незаконная свалка создает опасность причинения вреда окружающей среде, что нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Представитель администрации г. Лесосибирска ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что захоронение отходов на участке по указанному адресу, на основании распоряжения администрации г. Лесосибирска, определено временно, сроком до 01.05.2012 года. Согласно, утвержденного проекта границ муниципального образования г. Лесосибирск, свалка запланирована именно на указанном участке, в связи с чем, администрация г. Лесосбирска обязуется провести все необходимые мероприятия с целью легализации свалки. Геологические, гидрологические и иные исследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при санкционировании данной свалки не проводились. Считает срок, установленный прокурором, для ликвидации свалки, с учетом технологического процесса, недостаточным для его исполнения в данной части. Возложение обязанности по организации утилизации и переработке бытовых отходов, полагает, что является вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность муниципального образования, что недопустимо действующим законодательством, более того у муниципального образования отсутствует финансовая возможность для исполнения данных обязательств.
Представитель МУП ЖКХ nnn ... ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал по основаниям указанным представителем ответчика, пояснил, что полагает, что в связи с тем, что МУП ЖКХ г. Лесосибирска регулярно производит работы по утрамбовке складируемого мусора на названном участке местности, отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю ФИО6 исковые требования прокурора подержала в полном объеме по основаниям указанным прокурором, суду дополнила, что принимала участие в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории п. Стрелка. Подтвердила, что в результате того, что не проведены соответствующие геодезические исследования по поводу размещения свалки на указанном участке, имеется огромная опасность загрязнения находящихся в непосредственной близости водных объектов, какие либо необходимые исследования по влиянию захоронения мусора на подземные воды не проводятся, общий мониторинг прилегающих земель не производится, что является обязательным условием организации и эксплуатации свалок. Названная территория под свалку фактически эксплуатируется с 2005 года. Было изначально вынесено постановление о временном размещение отходов. Затем этот срок постановлениями администрации г. Лесосибирска продлевался. На территории п. Стрелка г. Лесосибирска не разработан порядок сбора, накопления, транспортировки, промышленных и прочих бытовых отходов. В настоящее время данный участок местности перезаполнен отходами, которые распространяются с помощью ветра, бродячих собак на близлежащие участки местности. Без необходимых исследований не представляется возможным в настоящее время утверждать, что именно на указанном участке местности будет расположено захоронение отходов.
Представители третьих лиц: службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, Лесосибирского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Красноярскому краю, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о дне и часе судебного слушания извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения муниципального образования - сельского совета, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам местного значения поселений и муниципальных районов.
В соответствии со статьей 8 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ) «Об отходах производства и потребления», регламентирующей полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании п. 5 статьи 12 указанного Закона запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13 Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В целях исполнения требований Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (в ред. от 08.11.2007 г. № 258-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» Лесосибирским городским Советом депутатов 12 июля 2007 г. принято решение «Об утверждении Правил о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в г. Лесосибирске», при этом данный порядок не определен на территории п. Стрелка, входящего в состав муниципального образования г. Лесосибирска.
Согласно п. 1.13 указанных Правил несанкционированное размещение всех видов отходов в городе, в том числе на землях общего пользования, санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, территориях садоводческих обществ и прилегающих к ним землям, запрещено.
На основании ст. 2 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (в ред. от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со статьей 22 Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (в ред. от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 4.1 - 4.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 регламентированы требования к размещению, устройству и содержанию объектов складирования отходов производства и потребления, а именно выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений, объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, размещение объекта складирования не допускается в том числе на землях отнесенных к лесному фонду.
При этом согласно кадастровой выписке, земельный участок, на котором расположена данная свалка, относится к землям лесного фонда.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что прокуратурой г.Лесосибирска совместно с Росприроднадзором, территориальным отделом № 19 Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории п. Стрелка.
В ходе проверки установлено, что МУП «ПП ЖКХ nnn ...», находящееся по адресу: п. Стрелка г. Лесосибирска Красноярского края, ... оказывает услуги населению по санитарной очистке и благоустройству в том числе сбор, транспортировка и размещение бытовых отходов (отходы 4 класса опасности) от населения, а также оказывает услуги предприятиям, организациям - по транспортировке и размещению бытовых отходов на временном объекте размещения отходов, расположенном на земельном участке земель государственной собственности кадастрового квартала nnn, относящийся к категории земель «Земли лесного фонда», находящийся по вышеназванному адресу, расположенному в границах муниципального образования «город Лесосибирск» площадью 1000 кв.м., где распоряжением администрации города Лесосибирска от хх.хх.хххх nnn МУП «ПП ЖКХ nnn Стрелка» временно, сроком до 01.05.2012 г. разрешено захоронение отходов потребления.
Согласно распоряжения администрации г. Лесосибирска от хх.хх.хххх года согласованно с МУП «ПП ЖКХ nnn» ... на вышеуказанном участке захоронение отходов потребления с последующей рекультивацией, сроком на 3 года. л.д.13)
Постановлением администрации города nnn от хх.хх.ххххг. утвержден проект
границ земельного участка, с целью предварительного согласования места размещения
объекта - строительство полигона ТБО в кадастровом квартале nnn. л.д.8)
Из сообщения главного архитектора г. Лесосибирска следует, что уточненное месторасположение участка временного размещения отходов установлено в 1200 метрах от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, ..., справа от автодороги Широкий лог - Мотыгино по ходу движения. л.д.30).
Распоряжением администрации г. Лесосибирска от хх.хх.хххх года nnn продлен срок захоронения отходов на названном земельном участке.
В нарушение изложенных выше законодательных норм администрация города Лесосибирска не предпринимает меры, направленные на регулярную очистку от отходов территорий, принадлежащих муниципальному образованию, в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Несоблюдение администрацией г. Лесосибирска указанных выше требований закона влечет за собой нарушение интересов и прав граждан, проживающих на территории муниципального образования - город Лесосибирск, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, и не оспаривается представителем ответчика, что на территории земельного участка по адресу: в 1200 метрах от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, ..., справа от автодороги Широкий лог - Мотыгино по ходу движения в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" и СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий" свалка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за её эксплуатацией.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Суд не может признать обоснованной позицию представителя ответчика в части неисполнения вышеназванных полномочий, в связи с отсутствием финансовой возможности, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, решение муниципальными образованиями вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения не может зависеть от финансовых возможностей этих образований, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для признания обоснованной позицию, что отсутствие в бюджете муниципального образования г. Лесосибирск денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизацию и переработку бытовых отходов освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования г. Лесосибирск на благоприятную окружающую среду.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В данном случае прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку несанкционированные свалки отходов и непринятие мер к их очистке негативно влияют на окружающую среду, а также на здоровье человека, в связи с чем суд не может признать возложение обязанности по организации и переработке бытовых отходов вмешательством в исключительную компетенцию муниципального образования.
Суд полагает, что срок определенный прокурором до 01.10.2010 года, необходимый для выполнения названных прокурором обязательств по ликвидации бытовых отходов на участке местности по вышеуказанному адресу, возложении обязанности организации переработки и утилизации бытовых отходов, образуемых в п. Стрелка, с учетом вышеуказанных обстоятельств является обоснованным и разумным.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что заявленные прокурором г. Лесосибирска требования о признании незаконными действий по образованию свалки бытовых отходов, возложении обязанности ликвидировать свалку в срок до 01.10.2010 года, организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов образуемых в п. Стрелка г. Лесосибирска подлежат удовлетворению.
.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия администрации г. Лесосибирска Красноярского края по образованию свалки бытовых отходов по адресу по адресу: в 1200 метрах от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, ..., справа от автодороги Широкий лог - Мотыгино по ходу движения.
Возложить обязанность на администрацию г. Лесосибирска в срок до 01.10.2010 года ликвидировать свалку бытовых отходов по адресу: в 1200 метрах от ориентира - жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, ..., справа от автодороги Широкий лог - Мотыгино по ходу движения.
Возложить на администрацию г. Лесосибирска обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов образуемых в п. Стрелка г. Лесосибирска срок до 01.10.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок с момента вынесения мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Абросимова А.А.
Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хххх года.
...