о признании незаконным бездействия администрации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

хх.хх.хххх года г. Лесосибирск

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Рафальская Л.В. с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Лысикова А.А. при секретаре Покатовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Лесосибирска, выразившееся в не обеспечении уличного освещения в жилом районе ... г.Лесосибирска

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Лесосибирска, выразившееся в не обеспечении уличного освещения микрорайона ... г. Лесосибирска, возложении обязанности на администрацию г. Лесосибирска обеспечить уличное освещение в жилом районе ... г. Лесосибирска. Свои требования мотивирует тем, что согласно п. 27 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. Согласно сведений администрации города в ... уличное освещение отсутствует. Работы по монтажу линий уличного освещения планируются на 2011-2012 годы при наличии средств. На данный момент в жилом районе ... г.Лесосибирска 29 жилых домов официально введены в эксплуатацию.

Согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» п. 7.28, п. 7.29, п. 7.30, СНиП хх.хх.хххх-89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» раздел 10 п. 6.24, п. 6.25, согласно которых в городах на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары или пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время.

Отсутствие освещения является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

В силу п.п. 5, 7 ст. 16 ФЗ от хх.хх.хххх г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа. Пунктом 5.3.3 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрены следующие требования в остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов: 5.3.3.1. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Лысиков А.А. настаивает на удовлетворении исковых требований.

Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности ФИО3 с требованиями не согласилась, пояснив, что в бюджете города отсутствуют средства на проведение освещения района, а также на оборудование остановочных пунктов.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в микрорайоне ... г. Лесосибирска, отсутствует полностью уличное освещение в жилом районе ... г.Лесосибирска.

Полномочия органов местного самоуправления, а также должностных лиц органов местного самоуправления закреплены в Законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 16 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от хх.хх.хххх г. nnn к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с ч. 2 статьи 16.1 указанного Закона органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от хх.хх.хххх г. nnnФЗ (далее Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ») элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 6 ст. 13 указанного выше Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 ст. 15 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

На основании ст. 34 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Согласно п. 4.6 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

При этом в судебном заседании установлено, что в микрорайоне ... г. Лесосибирска отсутствуют уличное освещение.

Таким образом, суд находит, что установление наружного (стационарного) электрического освещения в микрорайоне ... г. Лесосибирска является безусловной обязанностью органа местного самоуправления, а именно Администрации г. Лесосибирска, данный вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления, вышеуказанными ГОСТами предусмотрена необходимость установления в данном микрорайоне стационарного электрического освещения и оборудования остановочных пунктов.

Несоблюдение администрацией г. Лесосибирска указанных выше требований закона влечет за собой нарушение интересов и прав граждан, проживающих в жилом микрорайоне Колесниково г. Лесосибирска, на безопасное передвижение пешеходов через транспортные коммуникации, а также на безопасное движение транспорта в указанном районе, поскольку в данном районе города Лесосибирска проживает значительное число граждан, которые могут добраться к месту своей работы, учебы, к объектам социальной инфраструктуры только воспользовавшись каким-либо видом транспорта, в том числе и общественным транспортом. Бездействие администрации г.Лесосибирска, выразившееся в не обеспечении уличного освещения нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

Из вышеприведенного следует, что требования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заместителя прокурора г. Лесосибирска, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Лесосибирска, выразившееся в не обеспечении уличного освещения в жилом районе ... г. Лесосибирска.

Обязать администрацию г. Лесосибирска обеспечить уличное освещение в жилом районе ... г. Лесосибирска.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья : Л.В.Рафальская