о признании незаконным бездействия администрации г. Лесосибирска



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

хх.хх.хххх года г. Лесосибирск

Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Рафальская Л.В., единолично,

с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В.,

при секретаре Покатовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г.Лесосибирска и возложении обязанности принять меры по постановке на учет скважин

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора г. Лесосибирска обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Лесосибирска, выражающееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на скважины для забора подземных вод, возложении обязанности принять меры по постановке скважин на учет в Лесосибирском отделе Федеральной регистрационной службы по ... в срок до хх.хх.хххх г.

Свои требования мотивирует тем, что скважина в ... г. Лесосибирска, расположенная в 130 метрах западнее котельной жилого района «...» г. Лесосибирска, в северо-западной части кадастрового квартала 24:52:0043501, расположенную ориентировочно на землях участка с кадастровым номером 24:52:0000000:21 категории «земли сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного использования, находящегося в долевой собственности граждан; координаты объекта: Х-81085 м, У-68028 м. (разводящая сеть);

- скважина, расположенная в 750 метрах западнее пересечения ручья Недолгий с автодорогой, соединяющей жилой район «...» и жилой район «...» г. Лесосибирска, в 15 метрах слева от этой дороги, в северной части кадастрового квартала 24:52:0043501, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-82170 м., У-70307 м.;

- скважина, расположенная в 190 метрах северо-восточнее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», ..., в 15 метрах слева от автодороги, ведущей в жилой район «...» г. Лесосибирска, в северной части кадастрового квартала 24:52:0010813, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли населенных пунктов», координаты объекта: Х-81936 м., У-71949 м. (разводящая сеть);

-скважина, расположенная в 130 метрах севернее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», ..., в центральной части кадастрового квартала 24:52:0010421, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-79759 м., У-74453 м, (разводящая сеть) являются бесхозяйными, в связи с чем контроль за качеством воды никем не осуществляется, что может негативно отразиться на здоровье населения г. Лесосибирска.

Указанные скважины через разводящую сеть обеспечивают питьевой водой школу в пос. ..., жителей пос. ..., пос. ..., вода используется в пищевых целях жителями г. Лесосибирска.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Право собственности на вышеуказанные скважины ни за кем не зарегистрировано, контроль за качеством воды никем не осуществляется, что может негативно отразиться на здоровье населения г. Лесосибирска. Органом местного самоуправления каких-либо мер по поддержанию скважин в рабочем состоянии, контролю за качеством воды, признанию скважин бесхозяйными не принимается.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Кацупий Т.В. заявленные требования поддержала, уточнила требования, изложенные в заявлении. Просит признать незаконным бездействие администрации г.Лесосибирска, выражающееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на

- скважину, расположенную в 750 метрах западнее пересечения ручья ... с автодорогой, соединяющей жилой район «...» и жилой район «...» г. Лесосибирска, в 15 метрах слева от этой дороги, в северной части кадастрового квартала 24:52:0043501, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-82170 м., У-70307 м.;

- скважину, расположенную в 190 метрах северо-восточнее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», ..., в 15 метрах слева от автодороги, ведущей в жилой район «...» г. Лесосибирска, в северной части кадастрового квартала 24:52:0010813, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли населенных пунктов», координаты объекта: Х-81936 м., У-71949 м. (разводящая сеть);

-скважину, расположенную в 130 метрах севернее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «..., в центральной части кадастрового квартала 24:52:0010421, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-79759 м., У-74453 м, (разводящая сеть) являются бесхозяйными, в связи с чем контроль за качеством воды никем не осуществляется, что может негативно отразиться на здоровье населения г. Лесосибирска. Просит обязать Администрацию города принять меры по постановке на учет вышеуказанных скважин до хх.хх.хххх года.

Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности ФИО3 с требованиями не согласилась, пояснив, что в заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) являются незаконными, какие права и свободы нарушены. Заявитель не отрицает, что местоположение скважин не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку часть имеющихся на территории города несанкционированных скважин расположены в непосредственной близости к автодороге, а также в промышленной зоне, и не могут использоваться в качестве источников питьевой воды. Прокурор обязывает орган местного самоуправления принять в муниципальную собственность сооружения - скважины, заведомо не подлежащие эксплуатации в качестве источников водоснабжения населения, указывает на увеличение расходных обязательств города. Согласно Градостроительному кодексу РФ скважины относятся к объектам капитального строительства, на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию которых требуется значительный объем финансовых затрат. Изготовление проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в соответствии с СанПин также требует значительных финансовых затрат для лица, осуществляющего эксплуатацию источников водоснабжения. В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. Установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования в соответствии с ч. 1 ст. 9 БК РФ относится к бюджетным полномочиям. Расходные обязательства должны быть предусмотрены в местном бюджете. Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Суд, прокуратура не вправе обязать орган местного самоуправления обязать произвести финансирование проекта зоны санитарной охраны источников водоснабжения без указания перечня главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета. Указанные в заявлении скважины не подлежат эксплуатации, полномочия по приостановке деятельности указанных объектов водоснабжения возложены не на орган местного самоуправления, а на ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». При наличии дефицита бюджета бессмысленная трата бюджетных средств не оправдывает конечной цели - возможности эксплуатации бесхозных сооружений в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в г.Лесосибирске в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заместителя прокурора г. Лесосибирска подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что на территории г. Лесосибирска расположены следующие скважины для забора подземных вод:

- скважина, расположенная в 750 метрах западнее пересечения ручья ... с автодорогой, соединяющей жилой район «...» и жилой район «...» г. Лесосибирска, в 15 метрах слева от этой дороги, в северной части кадастрового квартала 24:52:0043501, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-82170 м., У-70307 м.;

- скважина, расположенная в 190 метрах северо-восточнее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «... в 15 метрах слева от автодороги, ведущей в жилой район «...» г. Лесосибирска, в северной части кадастрового квартала 24:52:0010813, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли населенных пунктов», координаты объекта: Х-81936 м., У-71949 м. (разводящая сеть);

-скважина, расположенная в 130 метрах севернее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», квартал 7А, 13, в центральной части кадастрового квартала 24:52:0010421, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-79759 м., У-74453 м, (разводящая сеть).

Указанные скважины через разводящую сеть обеспечивают питьевой водой школу в пос. Колесниково, жителей пос. Недолгий, пос. Боровой, вода используется в пищевых целях жителями ....

Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Как установлено в суде право собственности на вышеуказанные скважины ни за кем не зарегистрировано, контроль за качеством воды никем не осуществляется, что может негативно отразиться на здоровье населения г. Лесосибирска.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Органом местного самоуправления каких-либо мер по поддержанию скважин в рабочем состоянии, контролю за качеством воды, признанию скважин бесхозяйными не принимается.

Таким образом, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требование заместителя прокурора г. Лесосибирска о признании незаконным бездействия администрации г. Лесосибирска, выражающееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на:

- скважину, расположенную в 750 метрах западнее пересечения ручья ... с автодорогой, соединяющей жилой район «...» и жилой район «...» г. Лесосибирска, в 15 метрах слева от этой дороги, в северной части кадастрового квартала 24:52:0043501, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-82170 м., У-70307 м.;

- скважину, расположенную в 190 метрах северо-восточнее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», квартал 6, 1, в 15 метрах слева от автодороги, ведущей в жилой район «...» г. Лесосибирска, в северной части кадастрового квартала 24:52:0010813, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли населенных пунктов», координаты объекта: Х-81936 м., У-71949 м. (разводящая сеть);

-скважину, расположенную в 130 метрах севернее жилого дома по адресу: г. Лесосибирск, жилой район «...», ..., в центральной части кадастрового квартала 24:52:0010421, ориентировочно на землях, находящихся в государственной собственности, категории «земли сельскохозяйственного назначения», координаты объекта: Х-79759 м., У-74453 м, (разводящая сеть), возложении обязанности принять меры по постановке на учет в Лесосибирском отделе Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю указанных скважин в срок до 30 декабря 2009 года отказать.

Обязать администрацию г.Лесосибирска принять меры по постановке на учет вышеуказанных скважин в срок до хх.хх.хххх года в Лесосибирском отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий : ... судья Л.В.Рафальская

...