РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2010 года г. Лесосибирск
Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Орловой С.Я. при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Лесосибирска в интересах Уханова К.А. к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить финансовые средства, приобрести и предоставить жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных исковых требований заместитель прокурора г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах Уханова К.А. о возложении обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить бюджету городского округа г. Лесосибирск финансовые средства, необходимые для приобретения в собственность данного муниципального образования изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г. Лесосибирска площадью не менее 15 кв. м для предоставления данного жилого помещения ФИО5 по договору социального найма, о возложении обязанности на администрацию г. Лесосибирска в срок до 01 мая 2011 г. приобрести в собственность муниципального образования городской округ г. Лесосибирск за счет финансовых средств, предоставленных Министерством образования и науки Красноярского края, изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г. Лесосибирска площадью не менее 15 кв. м и предоставить данное жилое помещение ФИО5 по договору социального найма.
Свои требования мотивирует тем, что Уханов К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ его отец ФИО6 оишен родительских прав. Решением Абаканского районного суда республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО7 также была лишена родительских прав. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уханов К.А. проходил обучение в КГБОУ НПО «ПУ-14», находился на полном государственном обеспечении. Согласно п. 3 постановления администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Ухановым» за Ухановым К.А. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>. Постановлением Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 3 данного постановления в части закрепления за Ухановым К.А. права пользования жилым помещением отменен на основании протеста прокурора г. Лесосибирска. Своего жилья Уханов К.А. не имеет, в связи с чем неоднократно обращался в администрацию г. Лесосибирска с просьбой предоставить жилье, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, финансирование данных полномочий в силу п. 1 ст. 4 названного Закона осуществляется путем предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В нарушение указанных норм Министерством образования и науки Красноярского края и администрацией г. Лесосибирска своевременно не были приняты меры к предоставлению Уханову К.А. жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Орлова О.Я. на исковых требованиях настаивает, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Истец Уханов К.А. на исковых требованиях настаивает, суду пояснил, что его родители были лишены родительских прав, он проживал с опекуном, когда обучался в училище, находился на полном гособеспечении, в настоящее время своего жилья не имеет, обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении жилого помещения, но до сих пор ему жилье не предоставлено.
Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Тишевская Г.С., пояснила, что Уханов К.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья как сирота с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время решен вопрос о выделении денежных средств на приобретение жилого помещения для Уханова К.А., считает, что администрация города не является надлежащим ответчиком, поскольку без получения субвенций от края не может приобрести жилое помещение для Уханова К.А., просит в иске к администрации города отказать.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, надлежащим образом уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Министерство образования и науки Красноярского края представило письменные возражения на иск, из которых следует, прокурором в поданном заявлении не доказано, что право гражданина на получение жилья нарушено или оспорено. Уханов К.А. в установленном порядке признан лицом, оставшимся без попечения родителей, право на получение жилья за ним сохраняется до достижения 23-летнего возраста. Уханов К.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением о принятии его на учет, на основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детм-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Уханов К.А. был поставлен на учет в Министерство образования и науки Красноярского края. Между министерством и муниципальным образованием г. Лесосибирск заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на приобретение жилых помещений. В настоящее время в министерстве проходит согласование Дополнительного соглашения. Согласно приложению № к указанному соглашению Уханов К.А. включен в список лиц, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенций в 2010 году в г. Лесосибирске. Денежные средства, выделенные на приобретение жилых помещений утверждены годовой росписью на 2010 год городу Лесосибирску. Считает, что Министерство свои обязанности в отношении Уханова К.А. выполнило, быть надлежащим ответчиком по делу не может просит в удовлетворении требований отказать, так как отсутствует предмет спора - нарушенное право, которое требует судебном защиты.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации г. Лесосибирска по доверенности Шпаковская И.И. с заявленными требованиями согласилась.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отец Уханова К.А. - ФИО6 лишен родительских прав. Решением Абаканского районного суда республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ мать Уханова К.А. -ФИО7 также была лишена родительских прав (л.д. 11, 13-14).
На основании постановления администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетним Ухановым» ФИО11 назначена попечителем несовершеннолетнего Уханова К.А., за несовершеннолетним Ухановым К.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 12). Постановлением администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 3 указанного постановления о сохранении права пользования жилым помещением отменен.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Уханов К.А. проходил обучение в КГБОУ НПО «ПУ-14», находился на полном государственном обеспечении (л.д. 15).
Из представленной в суд справки администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Уханов К.А. состоит в списке граждан на внеочередное получение жилплощади как сирота с ДД.ММ.ГГГГ за №.
Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа от ДД.ММ.ГГГГ Уханов К.А. поставлен на учет в Министерство образования и науки Красноярского края.
Имеющимися документами подтверждается, что Уханов К.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. На момент утраты родительского попечения Уханов К.А. проживал в г. Лесосибирске, жилое помещение за ним не закреплено в связи с его отсутствием. В ДД.ММ.ГГГГ г. он закончил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования…, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 184-ФЗ) разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению указанных выше вопросов с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (п. 6 той же статьи).
Статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) закреплены положения о том, что отдельные государственные полномочия на основании законов субъектов Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам местного самоуправления. При этом финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ч. 5). Частью 3 ст. 20 названного Закона определено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
На основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка»дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
В порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» определено, что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов, а также принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка". Государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".
Согласно ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; используют по целевому назначению предоставленные из краевого бюджета финансовые средства на осуществление государственных полномочий.
Статьей 4 Закона предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В судебном заседании установлено, что между министерством образования и науки Красноярского края и муниципальным образованием г. Лесосибирск заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субвенций на приобретение жилых помещений. В настоящее время в министерстве проходит согласование Дополнительного соглашения. Согласно приложению № к указанному соглашению Уханов К.А. включен в список лиц, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенций в 2010 году в г. Лесосибирске. Денежные средства, выделенные на приобретение жилых помещений утверждены годовой росписью на 2010 год городу Лесосибирску. Однако до настоящего времени денежные средства в виде субвенции на приобретение жилого помещения в администрацию г. Лесосибирска не поступили.
В силу требований указанных выше нормативно-правовых актов государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, должно быть выполнено органом местного самоуправления - администрацией г. Лесосибирска за счет денежных средств, предоставленных в виде субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. В силу закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, в связи с чем администрация г. Лесосибирска является надлежащим ответчиком.
В силу установленного на территории Красноярского края порядка обеспечения указанной категории граждан жилым помещениями, суд приходит к выводу, что Министерство образования и науки Красноярского края, как распорядитель денежных средств, предназначенных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, также является по делу надлежащим ответчиком.
Согласно частей 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением администрации г. Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории г. Лесосибирска установлена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма в размере от 12 до 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, жилое помещение на состав семьи из одного-двух человек предоставляется в виде однокомнатной квартиры.
Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что Министерство образования и науки Красноярского края и администрация г. Лесосибирска нарушили конституционное право на жилище Уханова К.А., являющегося лицом из числа детей-сирот, в связи с чем суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем при вынесении решения суд не может установить временные рамки обеспечения Уханова К.А. жилым помещением, поскольку в силу пункта 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ обеспечение жилым помещением детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, производится во внеочередном порядке. Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, что закреплено в ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Прокурором не представлено каких-либо обоснований заявленного срока исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска, действующего в интересах Уханова К.А. , удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края за счет средств регионального фонда компенсаций краевого бюджета предоставить бюджету городского округа г. Лесосибирска финансовые средства для приобретения изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г. Лесосибирска не менее 12 кв.м. для предоставления данного жилого помещения Уханову К.А. по договору социального найма.
Обязать администрацию г. Лесосибирска приобрести за счет средств, предоставленных из регионального фонда компенсаций краевого бюджета, изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г. Лесосибирска площадью не менее 12 кв. м и предоставить данное жилое помещение Уханову К.А. по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд.
Судья Т.А. Бурмакина.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2010 года.
<данные изъяты>