РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2011 года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи - Браун Г.В.,
при секретаре - Храмовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лесосибирска в интересах Макаровой Л.В. к администрации г.Лесосибирска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Лесосибирска в интересах Макаровой Л.В. обратился в суд с иском к администрации г.Лесосибирска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что Макарова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году Макарова Л.В. окончила КГБОУ СПО, ,Енисейский педагогический колледж,,. Своего жилья Макарова Л.В. не имеет. В силу требований ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением, размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении № 1 к данному закону, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». В соответствии с п.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24 декабря № 9-4225 на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить бюджету городского округа г.Лесосибирск финансовые средства, необходимые для приобретения в собственность данного муниципального образования изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м для предоставления данного жилого помещения Макаровой Л.В.по договору социального найма; обязать администрацию г.Лесосибирска приобрести в собственность муниципального образования городской округ г.Лесосибирск за счет финансовых средств, предоставленных Министерством образования и науки Красноярского края, изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м и предоставить данное жилое помещение Макаровой Л.В.по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г.Лесосибирска Тишевская Г.С. на удовлетворении иска настаивала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Истица Макарова Л.В. в судебное заседание исковые требования также поддержала в полном объеме.
Представитель органа опеки и попечительства администрации г.Лесосибирска ФИО5(по доверенности) исковые требования просила удовлетворить, поскольку они являются законными и обоснованными.
Представитель администрации г.Лесосибирска ФИО5(по доверенности) с исковыми требованиями согласилась, просила их удовлетворить, поскольку требования прокурора являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен был надлежаще и своевременно (л.д.97-100), об уважительных причинах неявки не уведомил, ранее был представлен отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку права Макаровой Л.В. не нарушены, а Министерство не наделено полномочиями предоставлять жилые помещения по договору социального найма. Суд, с учетом мнения сторон, а также, принимая во внимание, что свою позицию по иску ответчик высказал ранее в письменном отзыве, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки Красноярского края.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
На основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к данному закону, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
Согласно ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых этим законом государственных полномочий: а) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; б) получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; в) заключают соглашения с органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; г) представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; д) вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; е) вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам исполнения государственных полномочий; ж) исполняют письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления ими государственных полномочий, допущенных при исполнении государственных полномочий; з) вправе обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных исполнительных органов власти края по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления ими государственных полномочий, допущенных при исполнении государственных полномочий; и) используют по целевому назначению предоставленные из краевого бюджета финансовые средства на осуществление государственных полномочий; к) обеспечивают условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами исполнительной власти края проверок по осуществлению переданных государственных полномочий и использованию предоставленных финансовых средств; л) получают консультационную и методическую помощь от уполномоченных органов исполнительной власти края по вопросам осуществления передаваемых государственных полномочий; м) в случае неиспользования средств субвенции до 31 декабря текущего финансового года, а также в случае прекращения исполнения передаваемых данным законом государственных полномочий возвращают неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет; н) осуществляют иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу требований частей 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В судебном заседании установлено, что Макарова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот, в настоящее время зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилое помещение по <адрес> находится в собственности у ФИО10, никаких прав на данное жилое помещение она не имеет, родственницей ФИО10 не является. В 2009 году Макарова Л.В. закончила обучение в КГБОУ СПО, ,Енисейский педагогический колледж,,. Отец Макаровой Л.В. - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7 лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении попечительства над несовершеннолетней Макаровой Л.В.» и от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об изменении сведений о закреплении жилья за несовершеннолетней Макаровой Л.В.» установлено, что несовершеннолетняя не имеет жилья, какое-либо жилое помещение за ней не закреплялось. Согласно информации администрации г.Лесосибирска жилое помещение на основании договора социального найма Макаровой Л.В. не предоставлялось. За Макаровой Л.В., а также за ФИО6, ФИО7 право собственности на объекты недвижимости не регистрировалось. В настоящее время Макарова Л.В. состоит в очереди на улучшение жилищных условий (л.д.40).
При таких обстоятельствах, суд считает, что Макарова Л.В., как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания учебного заведения, имеет право на обеспечение вне очереди по месту жительства жилым помещением, размером не ниже установленных социальных норм. С учетом вышеизложенных законодательных норм, суд считает, что обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, суд не может согласиться с прокурором в части того, что, удовлетворяя исковые требования, Министерство образования и науки Красноярского края необходимо обязать предоставить бюджету городского округа г.Лесосибирск финансовые средства, необходимые для приобретения в собственность данного муниципального образования изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м для предоставления данного жилого помещения Макаровой Л.В. по договору социального найма.
Суждение о том, что жилье для истицы подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истицы на внеочередное получение жилья. В этом случае ее право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для нее жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).
В такой ситуации суд считает, что Министерство образования и науки Красноярского края подлежит исключению из числа ответчиков по делу.
Учитывая, что в соответствии с постановлениями администрации г.Лесосибирска от 20 июня 2005 года № 601 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования город Лесосибирск» и от 15 апреля 2010 года № 448 «О внесении дополнений в постановление администрации города от 20.06.05 № 601» норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма (норма предоставления) установлена в размере от 12 до 15 кв.м общей площади жилого помещения, на каждого члена семьи, суд находит необходимым при вынесении решения руководствоваться данной нормой, а не только ее максимальным пределом.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Лесосибирска в интересах Макаровой Л.В. к администрации г.Лесосибирска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать администрацию г.Лесосибирска предоставить Макаровой Л.В. по договору социального найма изолированное, благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска, жилое помещение в черте г.Лесосибирска, общей площадью в размере от 12 кв.м. до 15 кв.м
В остальной части исковые требования прокурора г.Лесосибирска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня составления решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий судья: Г.В. Браун