РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лесосибирск 22 апреля 2011 года
Лесосибирский городской суд Красноярского края под председательством судьи Бурдуковской Л.А., при секретаре Пауковой К.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Кравцовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-598/2011 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гореликову В.С. о возложении обязанности произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2.3 кварталы 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанности по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду было установлено, что ИП Гореликов В.С., в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ от эксплуатации передвижных источников, размещения отходов производства и потребления. ИП Гореликовым эксплуатировались 2 автобуса, являющихся источником выбросов, загрязняющих веществ атмосферу, однако ИП Гореликовым В.С. плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2010 года не вносилась. Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст. 11, 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Прокурор просит обязать ИП Гореликова В.С. произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2.3. кварталы 2010 года, а также обязать внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2010 года в срок до 01 июня 2011 года.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Кравцова М.А. исковые требования поддержала.
Представитель Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Давидович Н.Л., действующая на основании доверенности от 20.04 2011 года, исковые требования поддержала. Суду показала, что индивидуальные предпринимателя, осуществляющие перевозки пассажиров городским автобусным транспортом, должны самостоятельно производить и представлять в Управление Росприроднадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как автобусы являются источником выбросов загрязняющих веществ атмосферу. А также самостоятельно производить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Ответчик Гореликов В.С. от выполнения данной обязанности уклонился, несмотря на то, что она ему разъяснена порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду..
Ответчик Гореликов В.С. исковые требования прокурора г. Лесосибирска не признал, произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2.3, кварталы 2010 года отказался, мотивируя это тем, что технический осмотр автобусов проходит каждые полгода, никаких претензий по поводу воздействия на окружающую среду со стороны сотрудников ОГИБДД ОВД по г. Лесосибирску не было. Превышений загрязняющих веществ в выхлопах установлено не было.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Лесосибирска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Гореликов В.С. является индивидуальным предпринимателем, осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией автобусов, а именно осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, что подтверждается лицензией № АСС-24-032763.
Гореликову В.С. на праве собственности принадлежат: автобус ПАЗ 3205, государственный регистрационный номер №; автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер №.
В ходе прокурорской проверки природоохранной деятельности индивидуального предпринимателя Гореликова В.С., проведенной 19 мая 2010 г., установлены нарушения природоохранного законодательства в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст. 11, 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществлять на основе принципов платности природопользования.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации ль 14 июня 2001 года № 463) (п.п. 1,2.3,4,5,6) в соответствии с указанными законоположениями «платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п.».
В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации, «плата за негативное воздействие на окружающую среду», является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление».
Согласно Приказа Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал.
Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
На основании статей 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть федерального бюджета - 20%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%.
На момент рассмотрения дела в суде ИП Гореликов В.С. обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду не исполнил.
Доводы ответчика о том, что при прохождении технического осмотра автобусов превышений загрязняющих веществ в выхлопах не установлено, не является основанием для освобождения ответчика от ответственности. Поскольку в соответствии с нормативно-правовым комплексом платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияния в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, т.е. указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Гореликову В.С. удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Гореликова В.С. произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2010 года в срок до 01 июня 2011 года..
Обязать индивидуального предпринимателя Гореликова В.С. внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3 кварталы 2010 года в срок до 01 июня 2011 года
Взыскать с Гореликова В.С. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 25 апреля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Судья Л.А. Бурдуковская