о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая        2011 года                              г.Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего: судьи Усалевой Т.В.

С участием прокурора Орловой С.Я.

При секретаре Манаховой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Лесосибирска в интересах Малышевой Е.В. к Администрации г.Лесосибирска и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Лесосибирска в интересах Малышевой Е.В.     обратился в суд с иском к Администрации г.Лесосибирска и Министерству образования и науки Красноярского края     о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что Малышева     Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее (Малышевой Е.В.) мать - Малышева     Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец - Малышев В.П. лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ над Малышевой Е.В. установлена опека, указано, что за ней закреплено жилье по адресу: <адрес> Между тем Малышева Е.В. никаким жильем не обеспечена. Данное жилье Шамрай Г.П. (ранее являвшаяся опекуном Малышевой Е.В.) продала ДД.ММ.ГГГГ     Васютиной О.Н., иное жилье для детей Малышевых не приобрела. Малышева Е.В. - единственная из детей Малышевых, имеющая статус лица, оставшегося без попечения родителей. Она зарегистрирована по месту жительства своего бывшего опекуна Шамрай Г.П. по адресу: <адрес> проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> по договору аренды, своего жилья на праве собственности     не имеет, жилые помещения по договору социального найма администрацией г.Лесосибирска ей не предоставлялись. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Малышева Е.В. проходила обучение в МОУ «Лицей». В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными     полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы     местного самоуправления     муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении № 1 к данному закону, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии     со ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». В соответствии с п.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24 декабря № 9-4225 на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций     краевого бюджета. Просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить бюджету городского округа г.Лесосибирск финансовые средства, необходимые для приобретения в собственность данного муниципального образования изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м для предоставления данного жилого помещения Малышевой Е.В. по договору социального найма; обязать Администрацию г.Лесосибирска приобрести в собственность муниципального образования городской округ г.Лесосибирск за счет финансовых средств, предоставленных Министерством     образования и науки Красноярского края, изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м и предоставить данное жилое помещение Малышевой Е.В. по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Орлова С.Я. на удовлетворении иска настаивала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

Истица Малышева Е.В. исковые требования прокурора поддержала, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте слушания дела. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку права Малышевой Е.В. не нарушены. Кроме того, Министерство не наделено полномочиями предоставлять жилые помещения по договору социального найма.

Выслушав прокурора, истицу, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу требований ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

На основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к данному закону, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». Государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».

Согласно ст. 3 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых этим законом государственных полномочий: а) осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; б) получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; в) заключают соглашения с органом исполнительной власти края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; г) представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; д) вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; е) вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам исполнения государственных полномочий; ж) исполняют письменные предписания уполномоченных органов исполнительной власти края по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления ими государственных полномочий, допущенных при исполнении государственных полномочий; з) вправе обжаловать в судебном порядке письменные предписания уполномоченных исполнительных органов власти края по устранению выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и Красноярского края по вопросам осуществления ими государственных полномочий, допущенных при исполнении государственных полномочий; и) используют по целевому назначению предоставленные из краевого бюджета финансовые средства на осуществление государственных полномочий; к) обеспечивают условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами исполнительной власти края проверок по осуществлению переданных государственных полномочий и использованию предоставленных финансовых средств; л) получают консультационную и методическую помощь от уполномоченных органов исполнительной власти края по вопросам осуществления передаваемых государственных полномочий; м) в случае неиспользования средств субвенции до 31 декабря текущего финансового года, а также в случае прекращения исполнения передаваемых данным законом государственных полномочий возвращают неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет; н) осуществляют иные права и обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

Статьей 4 данного закона предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу требований частей 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что Малышева Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей,     в настоящее время зарегистрирована в квартире своего бывшего опекуна Шамрай Г.П. по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году закончила обучение в МОУ «Лицей» (л.д. 30). Мать Малышевой Е.В. - Малышева Т.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Малышев В.П. лишен родительских прав решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Постановлением Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над малолетней Малышевой» (л.д.8) установлена опека над малолетней Малышевой Е.В., опекуном назначена Малышева О.В. В данном постановлении указано, что за Малышевой Е.В. закреплено право на жилье по адресу: <адрес> Ранее, а именно постановлением Администрации Казачинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними Малышевыми П., О., Д., Е.», постановлено закрепить за несовершеннолетними Малышевыми П., О., Д. и Е. место жительства по адресу: <адрес>, где они проживали с родителями (л.д.11). Между тем в суде также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шамрай Г.П. (бывший опекун Малышевой Е.В. и других Малышевых) обратилась в Администрацию Казачинского района с просьбой разрешить продать квартиру опекаемых детей Малышевых в <адрес> в связи с тем, что за квартирой некому следить, она разрушается, такое согласие было дано, постановлением Администрации Казачинского района от ДД.ММ.ГГГГ -п «О купле-продаже жилой площади семьей Малышевых» постановлено разрешить     продажу 3-хкомнатной квартиры по адресу: <адрес> (л.д.17, 20). Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ Шамрай Г.П., действующая в том числе от имени малолетней Малышевой Е.В., продала квартиру по адресу: <адрес> (л.д.21-22).

Таким образом, указание в постановлении Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ на то, что за Малышевой Е.В. закреплено жилье в с.Казачинском, неверно, не соответствует действительности, на момент принятия этого постановления Малышева Е.В. не имела закрепленного за ней жилья. Иное жилье бывшим опекуном Малышевой Е.В. - Шамрай Г.П. для опекаемых детей приобретено не было.

Оснований полагать, что Малышева Е.В. имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> у суда не имеется, поскольку, согласно информации органов опеки и попечительства Администрации г.Лесосибирска в данной квартире зарегистрирована Калинина (Малышева) - сестра Малышевой Е.В. Данное жилье находится в муниципальной собственности, право пользования Малышевой Е.В. в этой квартире не имеется, не предоставлено (л.д.9). Согласно финансово-лицевому счету (л.д. 24) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Малышева Е.В. состояла на регистрационном учете     по месту жительства своего опекуна по адресу: <адрес>.

В суде также установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> отцу Малышевой Е.В. - Малышеву В.П. и его детям, в том числе Малышевой Е.В., не предоставлялось (л.д.10). К справке УП-288/2-2 о предоставлении Малышеву В.П. квартиры в <адрес> для проживания с матерью и четырьмя детьми суд относится критически, учитывает, что данная справка датирована ДД.ММ.ГГГГ годом, кроме того, исправительное учреждение не      является органом, могущим дать сведения о муниципальном жилье. Между тем Администрацией Казачинского района (собственником муниципального имущества, в том числе и жилья) представлена информация о том, что такое жилое помещение Малышеву В.П. не предоставлялось.

В суде также установлено, что за Малышевой Т.Н., Малышевым В.П. Малышевой Е.В. право собственности на объекты недвижимости не регистрировалось (л.д.47, 49, 50).

При таких обстоятельствах суд находит безусловно установленным, что Малышева Е.В. как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания школы (учебного заведения) имеет право на обеспечение вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм.

Суд находит, что обязанность по обеспечению истицы жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления.

Вместе с тем суд не может согласиться с прокурором в части того, что, удовлетворяя исковые требования прокурора, Министерство образования и науки Красноярского края необходимо обязать предоставить бюджету городского округа г.Лесосибирск финансовые средства, необходимые для приобретения в собственность данного муниципального образования изолированного благоустроенного жилого помещения на территории г.Лесосибирска площадью не менее 15 кв.м для предоставления данного жилого помещения <данные изъяты> по договору социального найма.

Суждение о том, что жилье для истицы подлежит приобретению за счет источников, специально направленных в орган местного самоуправления для этих целей, ограничивает право истицы на внеочередное получение жилья. В этом случае ее право поставлено в зависимость от того, когда конкретно будет осуществлено финансирование приобретения предназначенного для нее жилого помещения, в то время, как такое финансирование осуществляется в соответствии с положениями закона системно (то есть в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья).

В такой ситуации суд находит, что Министерство образования и науки Красноярского края подлежит исключению из числа ответчиков по делу.

Учитывая, что в соответствии с постановлениями Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормы предоставления     площади жилого помещения муниципального жилого фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения     на территории муниципального образования город Лесосибирск» и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении дополнений в постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ »     норма площади жилого помещения для предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма (норма предоставления) установлена в размере от 12 до 15 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, суд находит необходимым при вынесении решения руководствоваться данной нормой, а не только ее максимальным пределом.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Лесосибирска в интересах Малышевой Е.В. к Администрации г.Лесосибирска и Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Лесосибирска предоставить Малышевой Е.В. по договору социального найма изолированное благоустроенное применительно к условиям г.Лесосибирска жилое помещение на территории г.Лесосибирска с учетом нормы предоставления площади жилого помещения.

В удовлетворении остальной части иска прокурора г.Лесосибирска отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий:                            Т.В.Усалева