РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2011 г. г. Лесосибирск Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске к Муниципальному унитарному предприятию «Производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства № 5 Стрелка» о понуждении выполнения обязательных требований санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Лесосибирске обратилось в суд с учетом уточненных требований с иском о признании бездействия МУП «ППЖКХ № 5 Стрелка», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 18 от 27 февраля 2010 г., противоправным, возложении обязанности выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарных правил в срок до 01 апреля 2012 г. Свои требования мотивирует тем, что при проведении планового мероприятия по надзору в отношении ответчика были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По выявленным нарушениям были возбуждены дела об административных правонарушениях, вынесены постановления, в соответствии с которыми ответчик был признан виновным и подвергнут административному наказанию в виде штрафа. Ответчику выдано предписание № 18 от 27 февраля 2010 г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01 марта 2011 г. Со 02 марта 2011 г. в отношении ответчика проведено внеплановое мероприятие по контролю, было обнаружено невыполнение в установленный срок пунктов 1, 7, 8, 19, 24 указанного выше предписания. На момент предъявления искового заявления указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений не представлено. МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» продолжает нарушать требования норм санитарного законодательства РФ, а именно: п. 4.1.1, п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.5 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 3.4.1 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю по доверенности Павлова И.В. на заявленных требованиях настаивает, пояснив, что просит обязать ответчика устранить нарушения в срок до 01 апреля 2012 года. Представитель МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» по доверенности с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что одно нарушение уже устранено, предприятием предприняты меры к устранению остальных нарушений. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что при проведении планового мероприятия по надзору в отношении МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В соответствии с ч. 2 ст.50 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в связи с выявленными нарушениями требований санитарного законодательства, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, должностным лицом уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ответчику выдано предписание № 18 от 27февраля 2010 г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 01 марта 2011 г. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» ранее выданного предписания. Руководствуясь данным положением, со 02 марта 2011г. в отношении ответчика было проведено внеплановое мероприятие по контролю (на основании распоряжения № 48 от 24.02.2011 г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица), предметом которого являлась проверка исполнения предписания от 27.02.2010 г. № 18. В ходе проведения мероприятия по контролю 02марта 2011 г. специалистом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Лесосибирске было обнаружено невыполнение в установленный срок пункта 1, 7, 8, 19, 24 предписания № 18 от 27 февраля 2010 г., а именно: пункт № 1 Предписания № 18 от 27.02.2010 г. не выполнен в части обеспечения проведения лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов (на границе санитарно-защитной зоны, территории промышленной площадки) с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье в соответствии с требованиями п. 4 ст. 20 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1, п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правиливыполнениемсанитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий», п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Не представлены протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов (на границе санитарно-защитной зоны, территории промышленной площадки); пункт № 7 Предписания № 18 от 27.02.2010 г. не выполнен в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) в соответствии с требованиями п. З ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. З.5 СП 3.1/3.21379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней». Не представлены санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (подземного и поверхностных источников водоснабжения: пр. Ангарская, р. Енисей) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения); пункт № 8 предписания № 18 от 27.02.2010 г. не выполнен в части разработки проекта организации зон санитарной охраны водозаборов из поверхности источников водоснабжения, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории СЗО в соответствии с требованиями п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Не представлены проекты организации зон санитарной охраны водозаборов из поверхностных источников водоснабжения (пр. Ангарская, р. Енисей), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; пункт № 19 предписания № 18 от 27.02.2010 г. не выполнен в части обеспечения качества питьевой воды из водонапорной башни, расположенной по адресу: г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, в соответствии с гигиеническими нормативами по обобщенным показателям, а именно: жесткости общей до нормативного показателя не более 7,0 мг-экв./л в соответствии с требованиями п. 3.4., п. 3.4.1. (таблица 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; пункт № 24 предписания № 18 от 27.02.2010 г. не выполнен в части проведения мероприятий по доведению до нормируемых величин уровней искусственной освещенности на рабочем месте машиниста-кочегара у котла № 3 котельной № 1, расположенной по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Рейдовая, 1, в соответствии с требованиями п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». По факту неисполнения выданного предписания в отношении ответчика 18 марта 2011 г. был составлен протокол об административном правонарушении № 124 в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть возбуждено дело об административномправонарушениипопризнакамсоставаадминистративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Постановлением от 25 марта 2011 г. мирового судьи судебного участка № 151 в г. Лесосибирске МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. На момент предъявления настоящего искового заявления указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Таким образом, МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» нарушены требования норм санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», согласно которого юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил; п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», согласно которому юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта; п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических)мероприятий», согласно которогопроизводственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;сырья,полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг; ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов,создающих угрозусанитарно-эпидемиологическому благополучию населения; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений; п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которому лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ; п. 3.5 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», согласно которому разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», согласно которому организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода; п. 3.4.1 СанПиН 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», согласно которому безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», согласно которому требования к совмещенному освещению в зависимости от назначения помещения изложены: для жилых зданий - в таблице 1; для общественных зданий - в таблице 2 Санитарных правил и норм 2.2.1/2.1.1.1278-03. В соответствии со статьей 8 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания.Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектови факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. На основании статей 1 и 3 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативныеправовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 11 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В силу требований части 1 статьи 24 Федерального Закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что пункт 24 предписания № 18 от 27 февраля 2010 г. ответчиком выполнен, что не оспаривается представителем истца. Исходя из изложенных законодательных норм и установленных обстоятельств, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать бездействие МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» по неисполнению пунктов 1, 7, 8, 19 предписания № 18 от 27 февраля 2010 г. незаконным. Возложить на МУП «ПП ЖКХ № 5 Стрелка» выполнить мероприятия по устранению нарушений санитарных правил в срок до 01 апреля 2012 года, а именно: - обеспечить проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов (на границе санитарно-защитной зоны, территории промышленной площадки) с целью оценки влияния на среду обитания человека и его здоровье в соответствии с требованиями п. 4 ст. 20 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1, п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», представить протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов; - обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) в соответствии с требованиями п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.5 СП 3.1/3.21379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», представить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (подземного и поверхностных источников водоснабжения: пр. Ангарская, р. Енисей) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в конкретно указанных целях (для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения); - обеспечить разработку проекта организации зон санитарно охраны водозаборов из поверхности источников водоснабжения, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния территории СЗО в соответствии с требованиями п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», представить проект организации зон санитарной охраны водозаборов из поверхностных источников водоснабжения (пр. Ангарская, р. Енисей), площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала с определением границ зоны и составляющих ее поясов, планом мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО и предупреждению загрязнения источников, правилами и режимом хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; - обеспечить качество питьевой воды из водонапорной башни, расположенной по адресу: г. Лесосибирск, п. Стрелка, ул. Проточная, в соответствии с гигиеническими нормативами по обобщенным показателям, а именно: жесткости общей до нормативного показателя не более 7,0 мг-экв./л в соответствии с требованиями п. 3.4, 3.4.1 (таблица 2) СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд. Судья Т.А. Бурмакина. Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2011 года