РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 апреля 2011 года г. Лесосибирск Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Богдановой М.В., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-599 по заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по г. Лесосибирску о возложении обязанности оборудовать здания и стоянки специальными приспособлениями для инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по г.. Лесосибирску о признании незаконным бездействия ОВД по г. Лесосибирску по необорудованию зданий ОВД по г. Лесосибирску по адресу <адрес> и <адрес> специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижении и доступа инвалидов и возложении обязанности оборудовать здания специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов. Свои требования прокурор мотивирует тем, что пунктом 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в редакции от 01.03.2008 г.) закреплена обязанность органов местного самоуправления создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания, пологими спусками у тротуаров, специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов. В нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» здания ОВД и ГИБДД г. Лесосибирска не оборудовано специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов.Таким образом, минимальные потребности инвалидов не обеспечиваются, что является недопустимым. В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Богданова М.В. настаивает на удовлетворении исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Представитель ОВД по г. Лесосибирску Брюханова О.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду показал, что здание ОВД по г. Лесосибирску построено в 1984 году, здание ГИБДД ОВД по г. Лесосибирску построено в 1991 году. Требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" распространяются только на вновь возводимые или реконструируемые здания и сооружения, так как данный нормативный акт введен в действии в 2001 году. Действующее законодательство не содержит безусловную обязанность проводить полную реконструкцию зданий с целью обеспечения доступа маломобильных групп населения. Частью 5 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, в случае невозможности приспособить действующие объекты для нужд инвалидов, по согласованию с общественными организациями инвалидов принимают меры, обеспечивающие минимальные потребности инвалидов. В целях обеспечения прав инвалидов сотрудники ОВД по г Лесосибирску могут выехать по месту жительства инвалидов и принять заявление, получить объяснения или совершить иные действия. Помимо этого, полностью приспособить здание ОВД и ГИБДД для нужд инвалидов полностью невозможно, в том числе невозможно обустроить пандус в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в частности общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, иметь поручни, а при необходимости - другими средствами подъема. Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание администрации г. Лесосибрска. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в зданиях ОВД по г. Лесосибирску, расположенных по <адрес> и <адрес> отсутствуют пандусы при входах. Доводы ответчика о том, что здания ОВД и ГИБДД построены до введения в действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и, следовательно, на них не возлагается обязанность по возведению специальных приспособлений для обеспечения доступа инвалидов, являются необоснованными, так как в силу пункта 5 ст. 15 Закона РФ «№ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Исходя из вышеуказанных требований закона, бремя доказывания невозможности установления пандусов лежит на ОВД по г. Лесосибирску. Однако доказательств невозможности установления пандусов по вариантам, предусмотренным СНиП 35-01-2001, ответчиком в судебное заседание не представлено. Из вышеприведенного следует, чтотребования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по г. Лесосибирску удовлетворить. Признать незаконным бездействие ОВД по г. Лесосибирску по необорудованию зданий по адресу <адрес> и <адрес> специальными приспособлениями и оборудованием для свободного доступа инвалидов. Обязать ОВД по г. Лесосибирску оборудовать здания по адресу <адрес> и <адрес>, специальными приспособлениями для свободного доступа инвалидов путем установления пандусов. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 29 апреля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд. Судья Л.А. Бурдуковская