РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 г. г. Лесосибирск Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГП КК «Лесосибирск-Автодор» о возложении обязанности поднять затонувший трактор, УСТАНОВИЛ: Енисейский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГП КК «Лесосибирск-Автодор» о возложении обязанности поднять затонувший на 462,5 км реки Енисей (по лоцманской карте реки Ангара-устье р. П.Тунгуска) трактор трелевочник <данные изъяты> года выпуска, в срок до 01 августа 2011 года. Свои требования мотивирует тем, что на балансе ГП КК «Лесосибирск-Автодор» находится трактор трелевочный <данные изъяты> года выпуска, что подтверждается паспортом самоходной машины и других видов техники <данные изъяты>, а также письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между предприятием и ОАО «Лесосибирский порт» заключен договор № <данные изъяты>, согласно п. 1 которого порт на основании заявки клиента осуществляет погрузку в судно клиента трактора ТТ-4М. В связи с отсутствием собственного транспортного средства ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов в ОАО «Лесосибирский порт» по устной договоренности ГП КК «Лесосибирск-Автодор» с индивидуальным предпринимателем Самусем С.Л. была осуществлена погрузка трактора на понтон, который принят к буксировке на т/х «Мурена», принадлежащий Самусю С.Л. ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 30 мин. теплоход «Мурена» с составом пошел к п. Ворогово. Во время производства оборота состав подвергся бортовой качке, в результате чего трактор съехал за борт. Место затопления трактора было зафиксировано с помощью СРЗ-навигатора на 462,5 км реки Енисей (по лоцманской карте реки Ангара-устье р. П.Тунгуска) на расстоянии 170 м от берега, глубина в месте затопления трактора составляла 8,5 метра. Согласно представленным ГП КК «Лесосибирск-Автодор» сведениям в момент затопления в топливном баке трактора находилось 20-25 литров нефтепродуктов. Силами КГБУ «Спасатель» проводились работы по поднятию трактора, но подъем не представился возможным в связи с сильным течением. Работы по поднятию прекращены, до настоящего времени трактор со дна не поднят. По факту загрязнения нефтепродуктами р. Енисей на основании постановления Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ГП КК «Лесосибирск-Автодор» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. В ходе административного расследования установлены неправильные действия грузоотправителя (ГП КК «Лесосибирск-Автодор»), выразившиеся в непринятии мер к оформлению договора перевозки. Ответственность за утрату груза (затопление трактора) должен нести балансодержатель транспортного средства - ГП КК «Лесосибирск-Автодор». Нахождение подтопленного трактора с остатками нефтепродуктов в акватории р. Енисей создает угрозу загрязнения реки, причиняет вред окружающей среде, может нанести вред здоровью жителей, использующих р. Енисей в качестве питьевого и хозяйственно-бытового источника воды, нанести вред рыболовству в данном районе, а также является потенциальной угрозой для отдыхающих граждан. Енисейский транспортный прокурор ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, на замену ответчика ГП КК «Лесосибирск-Автодор» на ИП Самусь С.Л. не согласен. Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю представило письменный отзыв, из которого следует, что Управление поддерживает требования прокурора, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель Енисейского района водных путей и судоходства также представил письменный отзыв на иск, в котором поддерживает требования прокурора. Представитель ГП КК «Лесосибирск-Автодор» по доверенности Петрушин А.С. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что согласно устной договоренности между ГП КК «Лесосибирск-Автодор» и ИП Самусь С.Л. последний взял на себя обязательство осуществить перевозку водным транспортом трактора ТТ-4М по маршруту Лесосибирск-<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ силами ОАО «Лесосибирский порт» была осуществлена погрузка груза на понтон, который был принят к буксировке сухогрузным теплоходом, принадлежащим перевозчику. Факт принятия ИП Самусь С.Л. груза для осуществления перевозки и его последующая буксировка водным транспортом порождает взаимные права и обязанности. В соответствии с действующим законодательством перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, перевозчик несет ответственность за утрату груза либо буксировщик за утрату буксируемого объекта с момента приема груза или буксируемого объекта для перевозки или буксировки до момента выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Перевозчик составляет транспортную накладную и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки и передает их отправителю груза, данные документы в адрес грузоотправителя не были направлены, тем самым нарушены требования закона. Представитель ГП КК «Лесосибирск-Автодор» был введен в заблуждение перевозчиком ИП Самусь С.Л. относительно даты заключения договора перевозки, заверив, что последний будет подписан после доставки груза по согласованному сторонами маршруту, проект договора перевозки был предоставлен перевозчику ИП Самусь С.Л., но им не подписан, перевозчик лишь выдал акт на выполнение работ и счет-фактуру, впоследствии ГП КК «Лесосибирск-Автодор» неоднократно требовало заключить договор перевозки груза, однако перевозчик отказался от заключения договора и возмещения причиненного вреда. Считает, что обязанность по поднятию затонувшего трактора лежит на перевозчике ИП Самусь С.Л., ходатайствует о замене ответчика. В силу требований ч. 2 ст. 41 ГПК РФ в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску. В связи с чем ходатайство представителя ГП КК «Лесосибирск-Автодор» о замене ответчика на ИП Самусь С.Л. не подлежит удовлетворению. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГП КК «Лесосибирск-Автодор» и ОАО «Лесосибирский порт» заключен договор № <данные изъяты>, согласно п. 1 которого порт на основании заявки клиента осуществляет погрузку в судно клиента трактора ТТ-4М, весом 14 тонн (л.д. 14). В соответствии с п. 2 указанного договора по окончании работ предприятие совместно с ОАО «Лесосибирский порт» оформляет акт выполненных работ в двух экземплярах за подписью доверенного лица, где отражает объем выполненных работ, вариант работ. ДД.ММ.ГГГГ в Лесосибирском порту на понтон была осуществлена погрузка трактора, принятого к буксировке на теплоход «Мурена», принадлежащий индивидуальному предпринимателю Самусю С.Л. (л.д. 16-17). ДД.ММ.ГГГГ на 462,5 км реки Енисей у п. Ворогово на расстоянии 170 м от берега в результате бортовой качки теплохода «Мурена» произошло затопление трактора, зафиксированное с помощью GPS-навигатора. Как следует из паспорта самоходной машины и других видов техники <данные изъяты>, письма ГП КК «Лесосибирск-Автодор» № от ДД.ММ.ГГГГ, протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 37, 45-48, 83-86) трактор трелевочный ТТ-4М, госномер <данные изъяты> КО, <данные изъяты> года выпуска, находится на балансе ГП КК «Лесосибирск-Автодор», количество нефтепродуктов в баке составляло 20-25 литров. Силами КГБУ «Спасатель» проводились работы по поднятию трактора, но подъем не представился возможным в связи с сильным течением. Работы по поднятию прекращены, до настоящего времени трактор со дна не поднят. Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. В соответствии с основными понятиями, содержащимися в ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства являются отходами цветных и (или) черных металлов. Таким образом, трактор трелевочный ТТ-4М как пришедший в негодность в результате длительного нахождения в водном объекте является отходом, засорившим водный объект. Нахождение подтопленного трактора с остатками нефтепродуктов в акватории р. Енисей создает угрозу загрязнения реки, причиняет вред окружающей среде, может нанести вред здоровью жителей, использующих р. Енисей в качестве питьевого и хозяйственно-бытового источника воды, нанести вред рыболовству в данном районе, а также является потенциальной угрозой для отдыхающих граждан. На основании п. 1 ст. 47 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан по требованию бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. Согласно п. 1 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозки грузов осуществляются на основании договоров перевозок грузов в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок. Порядок осуществления перевозок грузов устанавливается правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте (далее - правила перевозок грузов), утвержденными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Пунктами 1, 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров. При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику транспортную накладную, заполненную в соответствии с правилами перевозок грузов, и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки. Согласно ст. 117 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта с момента приема груза, багажа или буксируемого объекта для перевозки или буксировки (выдачи грузоотправителю, отправителю багажа или отправителю буксируемого объекта квитанции, подтверждающей прием груза или багажа для перевозки либо буксируемого объекта для буксировки) и до момента их выдачи грузополучателю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), получателю багажа (росписи его в багажной квитанции) или получателю буксируемого объекта (росписи его в дорожной ведомости в получении буксируемого объекта), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, багажа либо утрата или повреждение буксируемого объекта произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик либо буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В силу требований п. 2 ст. 118 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ перевозчик освобождается от предусмотренной статьей 117 настоящего Кодекса ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, багажа либо буксировщик - за утрату или повреждение буксируемого объекта помимо указанных в пункте 1 настоящей статьи оснований также в случае неправильных действий и указаний грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта в случае доказательства таких действий и указаний. В судебном заседании установлено, что ответчиком ГП КК «Лесосибирск-Автодор» трактор перевозился без оформления соответствующих документов. Основанием для перевозки трактора явилась устная договоренность между ответчиком и ИП Самусем С.Л. Таким образом, довод представителя ответчика о том, что обязанность по поднятию затонувшего трактора должна быть возложена на перевозчика Самуся С.Д., суд считает необоснованным. Тот факт, что ГП КК «Лесосибирски-Автодор» виновен в затоплении трактора и что обязанность по поднятию затонувшего трактора лежит на ответчике, подтверждается также постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ГП КК «Лесосибирск-Автодор» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (л.д. 83-86), а также решением Арбитражного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 120-128). Исходя из вышеприведенного, суд считает, что требования Енисейского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Енисейского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать ГП КК «Лесосибирск-Автодор» поднять затонувший на 462,5 км реки Енисей (по лоцманской карте реки Ангара-устье р. П.Тунгуска) трактор трелевочник ТТ-4М, 1999 года выпуска, в срок до 01 августа 2011 года. Взыскать с ГП КК «Лесосибирск-Автодор» госпошлину в доход государства в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения через Лесосибирский городской суд. Судья Т.А. Бурмакина. Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2011 года