о признании незаконным бездействия по исполнению правил прользования энергией, содержания энергоносителей



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        20 июня 2011 года                                                                                  г. Лесосибирск

         Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Цитцер М.В., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А.,

с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Богдановой М.В.,

представителя ответчика МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» Лаврентьевой И.В., действующей на основании доверенности б/н от 03.05.2011 года,

представителя третьего лица -администрации г. Лесосибирска Брюханова В.А., действующего на основании доверенности № 46 от 04.05.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-662 по иску прокурора г. Лесосибирска к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 2» о признании незаконным бездействия по исполнению правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации электроустановок, содержания и реализации энергоносителей,

    

                                                               УСТАНОВИЛ:

       Прокурор г. Лесосибирска свое обращение с указанным иском, мотивирует тем, что 21 марта 2011 года прокуратурой г. Лесосибирска совместно со специалистом Енисейского управления Ростехнадзора проведена проверка в отношении МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» на предмет соблюдения Правил устройства электроустановок, а также соответствия категории электроприемников по надежности электроснабжения. Согласно Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ № 204 от 08.07.2002 года комплекс электроприемников МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» относится ко второй категории по надежности электроснабжения.Проверка показала, чтодействующая схема электроснабжения в МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» не соответствует предъявляемым к ней требованиям, поскольку отсутствует резервный источник питания. Отсутствие резервного источника питания в МБОУ «Средняя образовательная школа № 2», в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации, создает угрозу жизни и безопасности детей, находящихся в учреждении и неопределенного круга лиц.

         Прокурор просит признать бездействия МБОУ «Средняя образовательная школа №2» по исполнению правил устройства электроустановок, содержания и реализации энергоносителей, незаконными, и обязать МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» устранить нарушения требований законодательства об энергетике, об энергоснабжении: в течение 3 месяцев обеспечить электроэнергией учреждение от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

        В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Богданова М.В.на исковых требованиях настаивает, уточнив их в части того, что они отказываются от установления 3 месячного срока для исполнения решения суда. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

       Представитель ответчика МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» Лаврентьева И.В., исковые требования не признала, пояснив, что МБОУ «Средняя образовательная школа № 2 », сдана в эксплуатацию в 1978 году. Проектом не было предусмотрено наличие резервирующего источника питания. Подстанция, обслуживающая МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» находится в ведении КСК г. Лесосибирска, работники школы не вправе производить самостоятельно работы на данной подстанции. Фактически в школе обеспечена 2 группа надежности электроснабжения, но соответствующая документация не оформлена.

        Представитель третьего лица- администрации г. Лесосибирска Брюханов В.А., пояснил, что поддерживает позицию ответчика. Учредителем МБОУ «Средняя образовательная школа № 2 », является муниципальное образование город Лесосибирск, школа № 2 является самостоятельным юридическим лицом, финансовое содержание школы осуществляется согласно смете расходов.

       Заслушав стороны, специалиста, свидетеля. исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора г. Лесосибирска подлежащая удовлетворению по следующим основаниям

        Согласно требований ст.14 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечения жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

        Статья 1 указанного Федерального закона определяет, что чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде. значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

           Согласно п.п.11,113,114 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 ( в редакции от 28.07.2008 года» « Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергией в переходный период» (далее Правила) резервный источник снабжения электрической энергий, в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений при введении ограничения потребления электрической энергии.

      Пункт 197 Правил предусматривает, что в случае возникновения внерегламентных отключений полное и (или) частичное ограничение режима потребления вводится по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования либо является следствием повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

      Требованиями п. 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства Энергетики РФ от 8.07.2002 года № 204, установлено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующихисточников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

        Из вышеизложенных требований следует, что объект МБОУ «Средняя образовательная школа № 2 », должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующихисточников питания.

      В ходе проведенной проверки 21 марта 2011 года, прокуратурой г. Лесосибирска совместно со специалистом Енисейского управления Ростехнадзора было выявлено, что схема электроснабжения в МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» не соответствует предъявляемым к ней требованиям, поскольку отсутствует резервный источник питания, согласно требованиям МБОУ «Средняя образовательная школа № 2» относится ко 2 группе надежности электроснабжения, фактически в ходе проверки установлена 3 группа надежности, что подтверждено представленными актами проверки.

        В судебном заседании, допрошенный в качестве специалиста начальник производственно-технического отдела Лесосибирского филиала ООО «Краевая сетевая компания - сервис», Игнатов Ф,Л. показал, что до 2004 года сетевые организации, то есть социально-значимые объекты, в том числе школы, выполнялись по городу Лесосибирску по третьей категории энергоснабжения. С 2004 года было предписано о переводе всех социально-значимых объектов под вторую категорию энергоснабжения. И с этого момента все социально-значимые объекты стали подводиться под вторую категорию. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», технические условия выданы на третью категорию энергоснабжения. С момента как школа построена, район - Южная часть города, была построена подстанция РП-5, к которой было подведено питание от четырёх высоковольтных фидеров - Ф508, Ф509, Ф732, Ф741. Тем самым, КСК была обеспечена вторая категория энергоснабжения ко всем социально-значимым объектам Южной части города. Кроме того, к школе, были отдельно проложены две кабельных линии, чтобы обеспечить вторую категорию энергоснабжения. До настоящего времени руководство школы № 2 о переводе данной школы на вторую категорию энергоснабжения, не обратилось. Сейчас школа по документам относится к третьей категории. Третья категория энергоснабжения предусматривает обеспечение отсутствие напряжения в течение суток. Вторая категория обеспечивает отсутствие напряжения на время переключения с одного резерва на второй. При этом, подходящий кабель может быть один. Но источника два. Независимый резервный источник питания, то есть генератор, должен при отключении сетей в течение 6 секунд посредством защиты автоматического включения резервов включиться.

        Из показаний свидетеля Губанова А.А. следует, что в школе № 2 значится третья категория энергоснабжения, что и указано в соответствующем акте проверки. Если два электрокабеля заходят в школу, это еще не значит, что в школе обеспечена 2 категория энергоснабжения. При проведении проверки, предоставляется схема энергоснабжения данного учреждения, которая изучается и в ходе проверки смотрят по факту, без изучения схемы, акт не составляется.

       Таким образом,в суде установлено, что действующая схема электроснабжения по объекту МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», не соответствует второй группе электроприемников, поэтому в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации, отсутствие резервного источника питания, может создать угрозу жизни и здоровью детей находящихся в образовательном учреждении, и неопределенного круга лиц, а также повлечь причинение вреда.

     Доводы ответчика, что фактически в школе № 2 обеспечена 2 группа надежности электроснабжения, не оформлена только документация, суд находит не состоятельными, поскольку как следует из показаний Игнатова Ф,Л., Губанова А.А., акта проведенной проверки от 7 июня 2011 года, фактически и по документации в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» действует третья категория энергоснабжения, отсутствует резервный источник питания

        При указанных обстоятельствах требования прокурора г. Лесосибирска о признании незаконным бездействия по исполнению правил устройства электроустановок, содержания и реализации энергоносителей, незаконными является обоснованными.     

        Присуждение к исполнению обязанности в натуре является, согласно ст. 12Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав. В связи, с чем суд считает необходимым обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» устранить нарушения требований законодательства об энергетике, об энергоснабжении и обеспечить электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания вышеназванные объекты..

        Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В силу подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

        Исковые требования прокурора г. Лесосибирска к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя образовательная школа № 2» о признании незаконным бездействия по исполнению правил устройства электроустановок удовлетворить.

         Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2» по исполнению правил пользования энергией, правил устройства, эксплуатации электроустановок, содержания и реализации энергоносителей и обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 2» обеспечить электроэнергией учреждение от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

        Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 2» государственную пошлину в доход местного бюджета 4000 рублей.

        Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

          

                                     Судья                                                 М.В. Цитцер