о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года                                                                        город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Воеводкиной В.В., при секретаре Галкиной И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -948/2011 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Савченко Т.Д. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (МИФНС России №9 по Красноярскому краю) обращение в суд мотивирует тем, что Савченко Т.Д. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу г.Лесосибирск, 298 <адрес> В соответствии с п.1 ст.2 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 (в ред. от 27.07.2010г.) «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.В ходе мероприятий налогового контроля было выявлено, что в 2009г.не был исчислен налог за объект, расположенный по указанному адресу, исходя из инвентаризационной стоимости объекта- руб. февраля 2010 года произведено начисление налога в сумме руб. коп., 14.09.2010 года ответчицей уплачено руб. коп.В связи с уточненным расчетом стоимости объекта, произведенным филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, инвентаризационная стоимость объекта по состоянию на 01.01.2008г. составляет - руб., по состоянию на 01.01.2009г.- 01.01.2010г.- руб. В связи с уменьшением налоговой базы, налоговым органом произведен перерасчёт налога за 2009-2010г., сумма налога на имущество физических лиц уменьшена. Кроме того, 03.08.2011г. налоговым органом принято решение №1, согласно которому налогоплательщику предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц в связи с применением упрощенной системы налогообложения по объекту, расположенному по адресу г.Лесосибирск, <адрес> за ноябрь и декабрь 2010 года, и соответственно произведен перерасчёт налога на имущество физических лиц за данные месяцы. Согласно п.9 ст.5 указанного Закона, а также п.6 Решения Лесосибирского городского совета от 22.09.2005г. №43 (в ред.решения от 28.10.2010г. №68), уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Требование об уплате налога было направлено Савченко Т.Д. заказным письмом, однако задолженность по налогу в добровольном порядке ответчиком не уплачена. В силу п.2,3 ст.75 Налогового кодекса РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.В связи с неуплатой суммы налога по вышеуказанному объекту, ответчику начислены пени за период с 16 сентября 2010г. по 05 августа 2011г. в размере руб. коп., за период с 06 августа по 12 сентября 2011года в размере руб. коп, а всего пени составляют руб. коп.

МИФНС России №9 по Красноярскому краю просят взыскать с Савченко Т.Д. задолженность по налогу на имущество физических лиц за принадлежащий объект недвижимого имущества по адресу г.Лесосибирск, <адрес> за 2009год - руб. коп, за период с января по октябрь 2010 года- руб. коп., пени руб., а всего руб. коп.

В судебном заседании представитель МИФНС России №9 по Красноярскому краю Петращук А.М. (по доверенности от 09 марта 2011г. л.д.), настаивал на удовлетворении требований, дополнительно пояснил, что налог на объект недвижимого имущества - здание по адресу г.Лесосибирск, <адрес> рассчитан исходя из инвентарной стоимости, предоставленной Лесосибирским отделением БТИ. До наступления сроков уплаты налога по заявлению Савченко Т.Д. ей было отказано в освобождении от уплаты налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, у Савченко Т.Д. в силу закона возникла обязанности по уплате налога, которую она не исполнила, в связи с чем подлежит применению штрафная санкция- взыскание пени, налог на имущество не уплачен Савченко Т.Д. до настоящего времени.

Ответчица Савченко Т.Д. требования не признала, пояснила, что является собственником только <адрес> нежилого здания по указанному адресу, кроме неё имеются также иные сособственники здания. Требование об уплате налога в сумме руб. коп. было получено ею в 2010 году, после чего Савченко Т.Д., не согласившись с суммой налога, обратилась в БТИ, где выдали справку об уменьшении инвентаризационной стоимости, однако в налоговом органе данную справку не приняли. Определение износа здания возможно только при обращении всех собственников здания, самостоятельно она технический паспорт на весь объект делать не желает в связи с высокой стоимостью данной услуги. В период времени до 2009 года в здании не было электричества, поэтому оно не могло использоваться по назначению, здание шлакобетонное, построено около 40 лет назад, но процент износа при определении стоимости объекта никто не учитывает. В связи с тем, что не согласна с инвентаризационной оценкой здания и размером налога, полагает необоснованным начисление пени.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из учётных данных налогоплательщика (л.д.),договора купли-продажи от 1 октября 2007 года 9л.д.), свидетельства о государственной регистрации права от 31 октября 2007 года, серии (л.д.), выписки из единого государственного реестра объектов капитального строительства (л.д.), плана приватизации (л.д.), технического паспорта нежилого здания (л.д.), Савченко Т.Д. является собственником нежилого здания, расположенного по адресу г.Лесосибирск, <адрес>

Согласно положениям ст.1 ч. I Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В силу требований п.1 ст.45 указанного Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.п.1,3 ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. В течение налогового периода может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. При этом обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Отношения по уплате налога на имущество физических лиц регулируются Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", который входит в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Налоговому кодексу РФ не противоречит.

Согласно п.1 ст.1 Закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона).

На основании п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 (в редакции от 28.11.2009 года) "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимостиот суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

После исчисления налога на имущество физических лиц, Савченко Т.Д. направлены налоговые уведомления , на уплату налога за 2009г., 2010г. (л.д.).14 декабря 2010 года ответчица была уведомлена о выявлении недоимки, по состоянию на эту же дату направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа, в котором указано, что при наличии разногласий в части начисления (исчисления) соответствующих сумм недоимки по налогу, пеней предлагается провести сверку расчетов до наступления срока уплаты (л.д.).

В соответствии со ст.5 Закона, исчисление налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. В силу п.9 этой же статьи уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По правилам п.4 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из расчета налога на имущество физических лиц Савченко Т.Д. должна уплатить налог на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу г.Лесосибирск, <адрес> за 2009 года в сумме руб. коп., за 2010 год в сумме руб. коп., а всего сумма налога составляет руб. коп.

При исчислении размера налога, учтено решение налогового органа №1 от 03.08.2011г., которым Савченко Т.Д. освобождена от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 01.11.2010г. по 31.12.2010г. в связи с применением упрощенной системы налогообложения (л.д.), на основании заявления ответчицы от 29 июня 2011 года (л.д.).

Начисление налога произведено в соответствии с инвентаризационной стоимостью, предоставленной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Красноярскому краю (л.д.).

Доводы ответчика о том, что налоговым органом не обоснованно не принята оценка здания, определенная Лесосибирским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» (л.д.) суд не может принять во внимание.

Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 87 от 4 апреля 1992 г. утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости (п.3.1), определение инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п.3.2).

В соответствии с ч.2, 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 (ред. от 27.07.2010) «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Органы,осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения.

Пунктом 3 Инструкции МНС России от 02.11.1999г.(в ред. от 27.02.2003г.) «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», определено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Положениями п.2,3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утв. Приказом Госстроя РФ №36, МНС РФ №БГ-3-08/67 от 28.01.2001г., установлено, что организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

Как установлено в судебном заседании и следует из объяснений представителя ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» филиал по Красноярскому краю Лесосибирское отделение ФИО1, инвентаризационная стоимость объекта, расположенного по адресу г.Лесосибирск, <адрес> определена на основании данных технического паспорта и в установленные сроки представлена в налоговый орган. Не согласившись с оценкой, Савченко Т.Д. в 2011 году обратилась в Лесосибирское отделение БТИ с заявлением об уточнении объемов объекта, определении инвентаризационной стоимости с учётом его фактического износа. На основании данного заявления, в налоговый орган направлены сведения об изменении инвентаризационной оценки здания. Предоставить в настоящее время сведения об износе здания в 2009 года не возможно, поскольку собственник здания- Савченко Т.Д. ранее не обращалась.

Также судом учитывается, что ответчица является собственником здания по указанному адресу с 2007 года, имела возможность своевременно принять меры для определения инвентаризационной стоимости здания. Не использование здания для реализации каких-либо целей не является основанием для освобождения от уплаты налога.Так Савченко Т.Д. 01 марта 2011 года обращалась в налоговый орган с заявлениями об освобождении от уплаты налога на имущество за 2009-2010годы (л.д.) в связи с отсутствием электроэнергии (л.д.), а также предоставляла соответствующие документы в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009-2010 годы, 04 октября 2010 года налоговым органом Савченко Т.Д. предложено подтвердить право на получение льготы, предоставив дополнительные документы (л.д.), решениями от 14 декабря 2010 года в предоставлении льготы отказано(л.д. ). Следовательно предусмотренных налоговым законодательством оснований для освобождения от уплаты налога, ответчицей не подтверждено.

Таким образом, суд считает обоснованным направление ответчице требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2009-2010 года и исчислении размера налога, исходя из данных об инвентаризационной стоимости БТИ. Савченко Т.Д. своевременно мер к оспариванию действий налогового органа, а также Лесосибирского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», а именно до наступления сроков уплаты налога, не принято. Согласно материалов дела, Савченко Т.Д. с заявлением об уменьшении налога за 2009-2010год в связи с уточнением объема помещения и определения инвентаризационной стоимости обратилась только 29 июня 2011 (л.д.).

В соответствии с п.4.1 Порядка оценки строений помещений и сооружений инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Учитывая изложенное, суд считает, что Савченко Т.Д. не была лишена праваобратиться за проведением инвентаризации и определить фактический процент износа здания до наступления установленных законом сроков исчисления и уплаты налога, вместе с тем, данное обращение имело место только в 2011 году, в связи с чем действия налогового органа по исчислению налога за 2009-2010 г.г., исходя из предоставленных БТИ сведений, правомерны. Налог на имущество физических лиц за 2009 года в сумме рублей копейки, за 2010 года в сумме рубля копейки подлежит взысканию с ответчицы.

В силу п.2,3 ст.75 Налогового кодекса РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.

Поскольку при рассмотрении дела установлено нарушение сроков уплаты налога на имущество физических лиц, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению.

Достоверность представленных документов с расчетами суммы пени проверена судом и не вызывает сомнения. Ответчицей представленный расчет не оспаривается.

Таким образом, с Савченко Т.Д. подлежит взысканию пени, исходя из ставки рефинансирования банка (сумма недоимки * количество дней просрочки * 1/300) за период с 16.09.2010г. по 17.09.2010г. (2дн.) на сумму недоимки руб. коп. - руб. коп.; с 18.09.2010г. по 18.10.2010г. (31дн.) на сумму недоимки . коп.- руб. коп.; с 19.10.2010г. по 15.11.2010г. (28дн.) на сумму недоимки . коп.- руб. коп.; с 16.11.2010г. по 27.02.2011г. (104дн.) на сумму недоимки руб. коп. - руб. .; с 28.02.2011г. по 02.05.2011г. (64дн.) на муссу недоимки . - руб. коп.; с 03.05.2011г. по 12.09.2011г. (133дн.) на сумму недоимки руб. коп. - руб. коп., а всего сумма пени составит руб. коп.     

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при цене иска от рубля до рублей, государственная пошлина уплачивается в размере рублей плюс % суммы, превышающей рублей.Учитывая данную норму, с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме рублей копейки, из расчета: <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь сь.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю удовлетворить.

Взыскать с Савченко Т.Д. недоимку по налогу на имущество физических лиц по объекту налогообложения, расположенному по адресу Красноярский край, город Лесосибирск, <адрес> за налоговый период 2009 год в сумме рублей копейки, за налоговый период с января по октябрь 2010 года в сумме рубля копейки, пени за просрочку исполнения обязательства по уплате налога за 2009, 2010 год, за период с 16 сентября 2010 года по 12 сентября 2011 года в сумме рубля копеек, а всего рублей копеек.

Взыскать с Савченко Т.Д. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме рублей копейки.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года.

Судья                                                      В.В.Воеводкина