о возложении обязанности оборудовать здания и стоянки специальными приспособлениями для инвалидов



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         15 апреля 2011 года                                                                                   г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Богдановой М.В., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-596 по заявлению прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности оборудовать здания и стоянки специальными приспособлениями для инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Лесосибирска о признании бездействия Администрации г. Лесосибирска по не оборудованию здания администрации г. Лесосибирска специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижении и доступа инвалидов и не оборудовании мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов незаконным и возложении обязанности оборудовать здания специальными приспособлениями для свободного передвижения и доступа инвалидов, возложении обязанности оборудовать стоянку местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Свои требования прокурор мотивирует тем, что пунктом 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (в редакции от 01.03.2008 г.) закреплена обязанность органов местного самоуправления создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться пандусами и поручнями при входах в здания, пологими спусками у тротуаров, специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов. В нарушение ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» здание Администрации города не оборудовано специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов, на стоянке для автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Таким образом, минимальные потребности инвалидов не обеспечиваются, что является недопустимым.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Богданова М.В. настаивает на удовлетворении исковых требований, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации г. Лесосибирска по доверенности Гороховик Г.Б. исковые требования признал, суду показал, что здание Администрации города не оборудовано специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов. На стоянке для автотранспортных средств отсутствовали дорожные знаки, обозначающие место для парковки для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. После проведения прокуратурой проверки на автостоянке при Администрации г. Лесосибирска установлен дорожный знак дополнительной информации 8.17, обозначающий, что место стоянки предназначено для парковки специальных транспортных средств инвалидов. В последствии планируется нанести графический знак на асфальтовое покрытие.

Заслушав помощника прокурора г. Лесосибирска Богдановой М.В., представителя Администрации г. Лесосибирска Гороховика Г.Б., исследовав материалы дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в частности общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, иметь поручни, а при необходимости - другими средствами подъема.

Кроме того, согласно ч. 9 ст. 15 указанного Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание администрации г. Лесосибрска.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в здании Администрации г. Лесосибирска, расположенном в городе Лесосибирске, улица Мира, 2, отсутствуют пандусы и поручни при входах, так же на стоянке для автотранспортных средств на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали обозначенные места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (л.д. 5-8).

На момент рассмотрения дела в суде требования прокурора г. Лесосибирска частично исполнены, на автостоянке при Администрации г. Лесосибирска установлен дорожный знак дополнительной информации 8.17, обозначающий, что место стоянки предназначено для парковки специальных транспортных средств инвалидов. Однако графический знак на асфальтовое покрытие не нанесен.

Из вышеприведенного следует, чтотребования, заявленные прокурором, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора г. Лесосибирска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Лесосибирска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Лесосибирска по необорудованию здания администрации города специальными приспособлениями и оборудованием для свободного доступа инвалидов и необорудованию мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Обязать администрацию г. Лесосибирска оборудовать здание администрации города, расположенное по адресу г. Лесосибирск, ул. Мира 2, специальными приспособлениями для свободного доступа инвалидов путем установления пандусов и устройства поручней.

         Обязать Администрацию г. Лесосибирска оборудовать стоянку, расположенную около здания Администрации г. Лесосибирска, местами для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 20 апреля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья                                                          Л.А. Бурдуковская