о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             10 мая 2011 года                                                                             г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Тишевской Г.С., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1-603 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Смирновой Т.И. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что Смирнова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки над малолетней Смирновой» над Смирновой Т.И. назначена опека, а также закреплено жилое помещение по адресу <адрес> Постановлением администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 данного постановления в части закрепления за Смирновой права пользования жилым помещением отменен, поскольку данный дом сгорел при пожаре ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году Смирнова Т.И. окончила МОУ «СОШ » <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году негосударственный колледж «<данные изъяты>». В настоящее время нигде не обучается, работает в <данные изъяты> Своего жилья Смирнова Т.И. не имеет, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, она проживает в жилом помещении по договору аренды. В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 « О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, финансирование данных полномочий в силу п. 1 ст. 4 названного Закона осуществляется путем предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Однако в нарушение указанных положений законодательства Администрация города Лесосибирска своим бездействием в виде непредоставления жилого помещения по договору социального найма нарушила конституционное право Смирновой Т.И. на жилище. Прокурор просит обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Смирновой Т.И. по договору социального найма изолированное, благоустроенное, применитьно к условиям г. Леоссибирска, жилое помещение в черте г. Леоссибирска, общей площадью в рамзере от 12 кв.м. до 15 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Тишевская Г.С. на исковых требованиях настаивает, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.

        Истец Смирнова Т.И. на исковых требованиях настаивает. Суду показала, что ее мать ФИО1 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она находилась под опекой ФИО2 и ФИО3 За ней было закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, но фактически проживала у опекунов по <адрес>. Постановлением администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ отменен пункт 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ , которым за Смирновой Т.И. сохранялось жилье, поскольку данный дом сгорел при пожаре ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году она окончила школу <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году негосударственный колледж «<данные изъяты>», в настоящее время работает в <данные изъяты> уборщицей помещений. Своего жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено, арендует жилое помещение по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась в Администрацию г. Лесосибирска с заявлением о предоставлении жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, она была поставлена на очередь, однако жилым помещением не была обеспечена.

         Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска Журова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены частью полномочий, а именно правом приобретения жилого помещения за счет средств, предоставленных из краевого бюджета, а затем его передачи гражданину по договору социального найма. При обращении в ДД.ММ.ГГГГ году Смирнова Т.И, была постановлена на улучшение жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей. При повторном обращении в Администрацию г. Лесосибирска в ДД.ММ.ГГГГ году Смирновой было предложено представить недостающие документы, для того, чтобы включить ее в краевую программу предоставления жилья детям сиротам за счет субвенций краевого бюджета. Однако Смирнова необходимые документы до настоящего времени не предоставила.

          Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из копии свидетельства о рождении (л.д. 20), свидетельства о смерти (л.д. 12), постановления Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении опеки» (л.д. 23) и постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10) Смирнова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которой - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Т.И. была передана под опеку ФИО2 и ФИО3 При установлении опеки постановлением Администрации г. Лесосибирска за Смирновой Т.И. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес> постановлением Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что данное жилье сгорело ДД.ММ.ГГГГ, закрепление жилого помещения отменено.

Согласно сведениям Администрации города Лесосибирска ФИО1 и Смирновой Т.И. жилое помещение на основании договора социального найма администрацией города не предоставлялось. (л.д. 7), согласно справки администрации города Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова Т.И. состоит в списке граждан, на внеочередное получение жилплощади, как сирота с ДД.ММ.ГГГГ, в списке граждан на ДД.ММ.ГГГГ год, пользующихся внеочередным правом получения жилья Смирнова Т.И. значится за .

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризацич» за Смирновой Т.И. право собственности, иные вещные права на жилое помещение не зарегистрированы.

При указанных обстоятельствах Смирнова Т.И. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка»дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

В порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" определено, что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов, а также принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка". Государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".

Согласно ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; используют по целевому назначению предоставленные из краевого бюджета финансовые средства на осуществление государственных полномочий;

Статьей 4 Закона предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В силу требований частей 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению Администрации г. Лесосибирска № 601 от 20 июня 2005 года, с учетом изменений, внесенных постановлением № 448 от 15 апреля 2010 года, на территории г. Лесосибирска установлена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма в размере от 12 до 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, жилое помещение на состав семьи из одного человека предоставляется в виде однокомнатной квартиры.

Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что нарушено конституционное право на жилище Смирновой Т.И., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем суд считает заявленные требования к Администрации г. Лесосибирска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд учитывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения в силу закона возлагается именно на орган местного самоуправления, поскольку предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

                        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Лесосибирска, действующего в интересах Смирновой Т.И., удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Смирновой Т.И. изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г. Лесосибирска площадью в размере от 12 до 15 кв. м. по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 16 мая 2011 года через Лесосибирский городской суд.

            Судья                                                                                       Л.А. Бурдуковская