о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             13 июля 2011 года                                                                             г. Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Лысикова А.А., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1-1001 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Чилашвили Г.Н. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что Чилашвили Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над малолетним Чилашвили» над Чилашвили Г.Н. назначена опека, никакое жилое помещение за ним не закреплялось. В ДД.ММ.ГГГГ году Чилашвили Г.Н. окончил МОУ и более нигде не обучался. В настоящее время нигде не обучается, своего жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 « О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, финансирование данных полномочий в силу п. 1 ст. 4 названного Закона осуществляется путем предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Однако в нарушение указанных положений законодательства Администрация города Лесосибирска своим бездействием в виде непредоставления жилого помещения по договору социального найма нарушила конституционное право Чилашвили Г.Н. на жилище. Прокурор просит обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить ЧИлашвили Г.Н. по договору социального найма изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение в черте г. Лесосибирска, общей площадью в размере от 12 кв.м. до 15 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Лысиков А.А. на исковых требованиях настаивает, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

        Истец Чилашвили Г.Н. на исковых требованиях настаивает. Суду показал, что его мать ФИО5 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, местонахождение отца ФИО6 ему неизвестно. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год она находился под опекой отчима ФИО7. До переезда в <адрес> они проживали в <адрес>,     в ДД.ММ.ГГГГ году переехали в <адрес> и стали проживать по <адрес> При оформлении опеки право пользования каким-либо жилым помещением за ним не было закреплено. В ДД.ММ.ГГГГ году в дома по <адрес> произошел пожар, проживать там стало невозможно. Его отчим приобрел квартиру по <адрес> где в настоящее время проживает со своей дочерью. Он с отчимом не проживает, арендует жилье по <адрес> у частного лица, где проживает с семьей. В ДД.ММ.ГГГГ года он вступил в брак с ФИО2, имеют совместных детей, <данные изъяты>. Его супруга прописана в <адрес>, там же прописаны дети. По достижении 18 лет он обратился в Отдел опеки и попечительства Администрации г. Лесосибирска в ДД.ММ.ГГГГ году, ему предложили собрать документы для постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако он необходимые документы не представил. Затем он в течение длительного времени в г. Лесосибирске где проживал, уезжал на заработки в <адрес>, но с регистрационного учета в г. Лесосибирске не снимался. В ДД.ММ.ГГГГ году он вновь обратился в отдел опеки и попечительства с вопросом о предоставлении жилья, но его отправили в прокуратуру г. Лесосибирска.

         Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска Журова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены частью полномочий, а именно правом приобретения жилого помещения за счет средств, предоставленных из краевого бюджета, а затем его передачи гражданину по договору социального найма. Чилашвили Г.Н. на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г. Лесосибирска никогда не состоял, официального заявления о постановке не подавал, необходимых документов для постановке на учет не предоставлял.

          Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из копии постановления Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки» (л.д. 6) Чилашвили Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которого умерла ДД.ММ.ГГГГ, местонахождение отца неизвестно, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Чилашвили Г.Н.. был передан под опеку отчиму ФИО7 При установлении опеки постановлением Администрации г. Лесосибирска за Чилашвили Г.Н. не было закреплено право пользования жилым помещением. Фактически с ДД.ММ.ГГГГ года Чилашвили Г.Н. совместно с отчимом и сводной сестрой проживал в квартире по адресу <адрес> состоящей из 3 комнат общей площадью 49 кв.м., правом пользования данным жилам помещением иные лица на данный момент не обладают.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризацич» за Чилашвили Г.Н. и его детьми право собственности, иные вещные права на жилое помещение не зарегистрированы.

Однако сведения об отсутствии права собственности или права пользования жилым помещением по договору социального найма в отношении супруги ФИО2 в судебное заседание не представлено, вместе с тем из имеющихся документов следует, что она имеет право пользования жилым помещением по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, сведения о принадлежности данного дома истцом не представлено. Тем самым истцом не представлено доказательств, что члены семьи Чилашвили не имеют право пользования жилым помещением на основании договора найма или права собственности.

Согласно ст. 49 Семейного кодекса по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 1 ст. 52 ЖК РФ - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Как следует из материалов гражданского дела, до достижении 23 лет Чилашвили Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении жилого помещения     как лицу, оставшемуся без попечения родителей в Администрацию г. Лесосибирска не обращался, необходимые документы для постановки на учет не представил. По вопросу предоставления жилого помещения обратился вновь в ДД.ММ.ГГГГ году, однако также необходимых документов и заявление о предоставлении жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей, в Администрацию г. Лесосибирска не подавал.

Согласно справки Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ , Чилашвили Г.Н. в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не состоит.

Следовательно, основания для постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с наличием статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у Чилашвили Г.Н., достигшего возраста 26 лет, на данный момент отсутствуют, поскольку на момент обращения в прокуратуру г. Лесосибирска и в суд указанный статус заявителем утрачен.

При указанных обстоятельствах со стороны ответчика Администрации г. Лесосибирска отсутствуют виновные действия по нарушению жилищных прав истца как лица, обладающего статусом оставшегося без попечения родителей, в связи с чем отсутствуют основания для возложения обязанности на ответчика предоставления жилого помещения по договору социального найма на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Вместе с тем это не исключает права истца обратиться с заявлением в Администрацию г. Лесосибирска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма по иным основаниям.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора г. Лесосибирска к Администрации г. Лесосибирска о предоставлении Чилашвили Г.Н. вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 15 июля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

            Судья                                                                                       Л.А. Бурдуковская