РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 июля 2011 года г. Лесосибирск Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бурдуковской Л.А., с участием помощника прокурора г. Лесосибирска Лысикова А.А., при секретаре Пауковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 1-973 по иску прокурора г. Лесосибирска в интересах Алтурмесова А.А. к Администрации г. Лесосибирска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Лесосибирска свое обращение в суд мотивирует тем, что Алтурмесов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Алтурмесовым» за Алтурмесовым А.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес>. Постановлением администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № пункт 4 данного постановления в части закрепления за Алтурмесовым права пользования жилым помещением отменен на основании протеста прокурора г. Лесосибирска. В ДД.ММ.ГГГГ году Алтурмесов А.А. окончил МОУ «СОШ №» <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ году КГБОУ НПО «ПУ №» <адрес>. В настоящее время нигде не обучается, работает. Своего жилья Алтурмесов А.А. не имеет, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено. В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 « О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, финансирование данных полномочий в силу п. 1 ст. 4 названного Закона осуществляется путем предоставления субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Однако в нарушение указанных положений законодательства Администрация города Лесосибирска своим бездействием в виде непредоставления жилого помещения по договору социального найма нарушила конституционное право Алтурмесова А.А. на жилище. Прокурор просит обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Алтурмесову А.А. по договору социального найма изолированное, благоустроенное, применительно к условиям г. Лесосибирска, жилое помещение в черте г. Леоссибирска, общей площадью в размере от 12 кв.м. до 15 кв.м. В судебном заседании помощник прокурора г. Лесосибирска Лысиков А.А. на исковых требованиях настаивает, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила. Истец Алтурмесов А.А. на исковых требованиях настаивает. Суду показал, что его мать ФИО5 умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отец в свидетельстве о рождении был записан со слов матери. На день смерти мать проживала и была прописана по <адрес>, в квартире знакомых. Своего жилья мать не имела. С ДД.ММ.ГГГГ года он находился под опекой ФИО8. Своего жилья в настоящее время он не имеет, состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ года, ежегодно обращался в Администрацию с вопросом о предоставлении жилья. С ДД.ММ.ГГГГ про ДД.ММ.ГГГГ год находился на службе в армии. По возращении прописался в доме двоюродного брата по <адрес>. В настоящее время он прописан по <адрес> знакомых. В ДД.ММ.ГГГГ году он вступил в брак с ФИО6, в ДД.ММ.ГГГГ года у него родился сын ФИО10. Его супруга и сын жилья на праве собственности не имеют, право пользования каким-либо жилым помещением по договору социального найма не имеют. В ДД.ММ.ГГГГ году он вновь обратился в Администрацию г. Лесосибирска с вопросом о предоставлении жилья, повторно собрал все документы для включения в краевую программу обеспечения жильем детей сирот. Представитель ответчика администрации г. Лесосибирска Журова М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду показала, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления наделены частью полномочий, а именно правом приобретения жилого помещения за счет средств, предоставленных из краевого бюджета, а затем его передачи гражданину по договору социального найма. При обращении в ДД.ММ.ГГГГ году Алтурмесов А.А. была постановлена на улучшение жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей. При повторном обращении в Администрацию г. Лесосибирска в ДД.ММ.ГГГГ году Алтурмесову было предложено представить недостающие документы, для того, чтобы включить его в краевую программу предоставления жилья детям сиротам за счет субвенций краевого бюджета. Алтурмесов представил необходимые документы и она в настоящее время направлены в Краевую администрацию. Считает целесообразным предоставление жилья Алтурмесову за счет средств краевого бюджета по целевой программе, чем за счет местного бюджета. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из свидетельства о смерти № (л.д. 19), постановления Администрации г. Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении попечительства» (л.д. 18) и постановления Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) Алтурмесов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать которого - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ над Алтурмесовым А.А. было учреждено попечительство, попечителем назначен ФИО8 При установлении попечительства постановлением Администрации г. Лесосибирска за Алтурмесовым А.А. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, постановлением Администрации г. Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокурора закрепление права пользования жилым помещением по <адрес> за Алтурмесовым отменено. Согласно сведениям Администрации города Лесосибирска Алтурмесову А.А. и ФИО5 жилое помещение на основании договора социального найма администрацией города не предоставлялось. (л.д. 27), согласно справки администрации города Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ Алтурмесов А.А. состоит в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, в списке очередников на ДД.ММ.ГГГГ год общая - №, по очереди детей-сирот - №. По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация» за Алтурмесовым А.А.. и членами его семьи супругой ФИО9 и сыном ФИО10 право собственности, иные вещные права на жилое помещение не зарегистрированы. При указанных обстоятельствах Алтурмесов А.А. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеет право на внеочередное получение жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. На основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка»дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края. В порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" определено, что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов, а также принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет. В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, указанных в приложении 1 к настоящему Закону (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка". Государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения". Согласно ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; используют по целевому назначению предоставленные из краевого бюджета финансовые средства на осуществление государственных полномочий; Статьей 4 Закона предусмотрено, что на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. В силу требований частей 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно Постановлению Администрации г. Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений, внесенных постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории г. Лесосибирска установлена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма в размере от 12 до 15 кв. м. общей площади на каждого члена семьи, жилое помещение на состав семьи из одного человека предоставляется в виде однокомнатной квартиры. Таким образом, исходя из установленных фактических обстоятельств дела и изложенных законодательных норм, регламентирующих социальные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также норм жилищного законодательства, усматривается, что нарушено конституционное право на жилище Алтурмесова А.А, являющегося лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем суд считает заявленные требования к Администрации г. Лесосибирска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения в силу закона возлагается именно на орган местного самоуправления, поскольку предоставление жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора г. Лесосибирска, действующего в интересах Алтурмесова А.А., удовлетворить. Обязать Администрацию г. Лесосибирска предоставить Алтурмесова А.А. изолированное благоустроенное жилое помещение на территории г. Лесосибирска площадью в размере от 12 до 15 кв. м. по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня изготовления мотивированного решения 15 июля 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд. Судья Л.А. Бурдуковская