РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 сентября 2011 года город Лесосибирск Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Воеводкиной В.В., при секретаре Галкиной И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -1089 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю к Демидовой Светлане Васильевне о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, УСТАНОВИЛ: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю (МИФНС России №9 по Красноярскому краю) обращение в суд мотивирует тем, что Демидова С.В. является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу г.Лесосибирск, <адрес>, <адрес>. В соответствии с п.1 ст.2 Закона РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 (в ред. от 27.07.2010г.) «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В ходе мероприятий налогового контроля было выявлено, что в 2009г. произведено доначисление налога. Демидова С.В. обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц за 2009г. Решением № от 15.08.2011года об освобождении от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с применением упрощенной системы налогообложения Демидова С.В. была освобождена от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 01.08.2009г. по 31.12.2009г. С учетом предоставленной льготы налоговым органом произведен перерасчёт суммы налога на имущество физических лиц за 2009 года, после чего сумма налога, подлежащая к уплате за 7 месяцев 2009 года составила № рубля № копеек, в том числе по сроку уплаты 17.09.2010г. - № руб. № коп., по сроку уплаты 18.10.2010г.- № руб. № коп., по объектам, расположенным <адрес> № руб., <адрес> - № руб., <адрес> - № руб. Согласно п.9 ст.5 указанного Закона, а также п.6 Решения Лесосибирского городского совета от 22.09.2005г. №43 (в ред.решения от 28.10.2010г. №68), уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Требование об уплате налога было направлено Демидовой С.В. заказным письмом, однако задолженность по налогу за 2009г. в добровольном порядке ответчиком не уплачена. В силу п.2,3 ст.75 Налогового кодекса РФ, сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса. В связи с неуплатой суммы налога по вышеуказанным объектам, ответчику начислены пени за период с 18 сентября по 18 октября 2010 года на сумму недоимки по налогу № рубль № копеек в размере № руб., за период с 19 октября по 14 декабря 2010 года на сумму недоимки № руб. в размере № руб., за период с 15 декабря 2010г. по 25 августа 2011 года на сумму недоимки № руб. в размере № руб., а всего пени составляют № руб. № коп. МИФНС России №9 по Красноярскому краю просят взыскать с Демидовой С.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 7 месяцев 2009 года за принадлежащие объекты недвижимого имущества по адресу <адрес> - № руб., ул<адрес> - № руб., <адрес> - № руб., а всего в сумме № рубля № копеек, пени на недоимку по налогу за период с 18 сентября 2010 года по 25 августа 2011 года в сумме № руб. № коп., а всего № руб. № коп. В судебном заседании представитель МИФНС России №9 по Красноярскому краю Лянгузова О.В. (по доверенности от 01 марта 2011г. л.д.№), настаивала на удовлетворении требований, дополнительно пояснила, налог на объект недвижимого имущества - здание по адресу г.Лесосибирск, <адрес> рассчитан исходя из инвентарной стоимости, предоставленной Лесосибирским отделением БТИ и не может быть пересчитан в настоящее время по справке об уменьшении стоимости, поскольку сведения БТИ предоставляются в налоговый орган до 1 марта года, в котором происходит начисление налога, то есть в спорной ситуации до 1 марта 2009 года, тогда как в справке об уменьшении инвентаризационной стоимости, представленной ответчицей, стоимость определена по состоянию на март 2010 года. Пени подлежат взысканию, поскольку налог на имущество за 2009 года не уплачен Демидовой С.В. до настоящего времени. Ответчица Демидова С.В. с требованиями согласилась частично, пояснила, что не оспаривает принадлежность ей на праве собственности зданий по вышеуказанным адресам и размер налога, начисленного за объекты, расположенные по адресу <адрес> в сумме № руб., <адрес> в сумме № руб. Не согласна с инвентаризационной оценкой здания по адресу <адрес>, в связи с чем обратилась в Лесосибирское отделение Федерального БТИ, в марте 2010 года, после осмотра здания, определен процент его износа, инвентаризационная стоимость определена в сумме №., вместо №., но налоговым органом данная оценка не принята. Кроме того, в 2009году Демидова С.В. обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога, решение по которому принято только 15 августа 2011 года, то есть до даты принятия решение об освобождении от обязанности по уплате налога за 2009 год, налоговым органом не была определена сумма налога, подлежащая уплате, в связи с чем необоснованно произведено начисление пени. Налоговое уведомление за 2009 год она получила в 2011 году, обратилась в налоговый орган с заявлением о даче разъяснений, ей выдали налоговое уведомление по суммам налога за объекты отличное от полученного ранее и представленного в судебное заседание. Таким образом, ей было выдано несколько уведомление об уплате налога, с различными значениями. Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям. Как следует из учётных данных налогоплательщика (л.д.№), свидетельств о государственной регистрации права от 26 ноября 2008 года, серии №, от 01 августа 2007года серии №, от 30 июля 2003 года серии №, Демидова С.В. является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу г.Лесосибирск, <адрес> <адрес> <адрес> Согласно положениям ст.1 ч. I Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В силу требований п.1 ст.45 указанного Кодекса обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п.п.1,3 ст.58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. В течение налогового периода может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. При этом обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Отношения по уплате налога на имущество физических лиц регулируются Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", который входит в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Налоговому кодексу РФ не противоречит. Согласно п.1 ст.1 Закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона). На основании п.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 (в редакции от 28.11.2009 года) "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Демидова С.В. 14 декабря 2010 года была уведомлена о выявлении недоимки (л.д.№), по состоянию на эту же дату ответчице направлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа, в котором указано, что при наличии разногласий в части начисления (исчисления) соответствующих сумм недоимки по налогу, пеней предлагается провести сверку расчетов до наступления срока уплаты (л.д.№). В соответствии со ст.5 Закона, исчисление налогов производится налоговыми органами. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог. В силу п.9 этой же статьи уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По правилам п.4 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Как следует из расчета налога на имущество физических лиц за 2009 года Демидова С.В. должна уплатить налог на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам г.Лесосибирск, <адрес> в сумме № руб. № коп., <адрес> в сумме № руб., <адрес> в сумме № рублей, а всего сумма налога составит № руб. № коп. Начисление налога произведено в соответствии с инвентаризационной стоимостью, предоставленной Лесосибирским отделением ФГУП «Ростехинвентаризаци- Федеральное БТИ». Доводы ответчика о том, что налоговым органом не обоснованно не принята оценка здания по адресу г.Лесосибирск, <адрес> суд не может принять во внимание. Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 87 от 4 апреля 1992 г. утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в соответствии с которым оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости (п.3.1), определение инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п.3.2). В соответствии с ч.2, 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 (ред. от 27.07.2010) «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения Пунктом 3 Инструкции МНС России от 02.11.1999г.(в ред. от 27.02.2003г.) «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», определено, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Положениями п.2,3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утв. Приказом Госстроя РФ №36, МНС РФ №БГ-3-08/67 от 28.01.2001г., установлено, что организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов. Как установлено в судебном заседании и следует из объяснений представителя ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» филиал по Красноярскому краю Лесосибирское отделение ФИО4 (по доверенности от 30.08.2011г. л.д.№), инвентаризационная стоимость объекта, расположенного по адресу г.Лесосибирск, <адрес> определена на основании данных технического паспорта и в установленные сроки представлена в налоговый орган. Не согласившись с оценкой, Демидова С.В. обратилась в Лесосибирское отделение БТИ с заявлением об осмотре здания, определении инвентаризационной стоимости с учётом его фактического износа. На основании данного заявления произведен осмотр, составлен технический паспорт по состоянию на 28 февраля 2011 года. Предоставить в настоящее время сведения об износе здания в 2009 года не возможно, поскольку собственник здания- Демидова С.В. ранее не обращалась. Также судом учитывается, что ответчица является собственником здания по указанному адресу с 2003 года, за 2008 года Демидовой С.В. также направлялось уведомление об уплате налоге, в котором указывалась налогооблагаемая база, то есть стоимость здания, которая составляла № руб., недоимка по налогу за 2008 года была взыскана с ответчицы решением суда от 09 ноября 2010 года. Таким образом Демидовой С.В. ранее получения уведомления об уплате налога за 2009 года была известна определенная инвентаризационная стоимость здания по <адрес> В соответствии с п.4.1 Порядка оценки строений помещений и сооружений инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет. Учитывая изложенное, суд считает, что Демидова С.В. не была лишена права обратиться за проведением инвентаризации и определить фактический процент износа здания, вместе с тем, данное обращение имело место только в 2010 году, в связи с чем действия налогового органа по исчислению налога исходя из предоставленных БТИ сведений правомерны. Налог на имущество физических лиц за 2009 года в сумме 73343 рубля 96 копеек подлежит взысканию с ответчицы. Требование о взыскании пени за период с 18 сентября 2010г. по 25 августа 2011 года в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 7 месяцев 2009 года в сумме № рублей № копейки не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено при рассмотрении дела, по объекту налогообложения- зданию, расположенному по адресу г.Лесосибирск, <адрес> налоговым органом представлен расчет налога за 2009 года в сумме № руб. (л.д.№). В судебное заседание ответчиком представлены налоговые уведомления, расчет налога за 2009 года в которых размер налога на здание по <адрес> указан в сумме № руб. № коп, № руб. № коп. (л.д.№), № руб.№ коп. Также представлены заявления Демидовой С.В. от 20 апреля 2010г., от 22 и 28 декабря 2010г. о предоставлении льготы на уплату налога на имущество за 2009 год. Решением № 5 от 15.08.2011 года об освобождении от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с применением упрощенной системы налогообложения Демидова С.В. была освобождена от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 01.08.2009г. по 31.12.2009г. (л.д.№). С учетом предоставленной льготы налоговым органом произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 2009 года, после чего сумма налога, подлежащая уплате по спорным объектам недвижимого имущества составила № руб., в том числе по зданию по <адрес> -№ руб. Суд не оспаривает довод представителя налогового органа о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрены сроки рассмотрения заявлений о предоставлении льготы по уплате налога. Вместе с тем, по мнению суда, поскольку Законом установлены сроки уплаты налога физическим лицом, то данные обращения должны быть рассмотрены и сумма налога определена до наступления сроков уплаты. В противном случае, налоговым органом не исполнена обязанность по расчету налога и уведомлениюналогоплательщика о размере налога, подлежащего уплате. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу п.1, 6,7 ст.3 Налогового Кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Таким образом, из анализа представленных документов следует, что налоговым органом до 15 августа 2011 года не была надлежащим образом определена сумма налога, подлежащая уплате ответчицей, в связи с чем Демидова С.В. была лишена возможности исполнить обязанность по уплате налога, следовательно, применение такой меры ответственности как взыскание пени является необоснованной. В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при цене иска от № рубля до № рублей, государственная пошлина уплачивается в размере № рублей плюс №% суммы, превышающей № рублей. Учитывая данную норму, с ответчицы подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме № рублей № копейки, из расчета: <данные изъяты> На основании изложенного и руководствуясь сь.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю удовлетворить частично. Взыскать с Демидовой С.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 7 месяцев с января по июль 2009 года по объектам налогообложения, расположенным по адресу Красноярский край, город Лесосибирск, <адрес> в сумме № рублей № копеек, <адрес> в сумме № рублей, <адрес> в сумме № рублей № копеек, а всего № рубля № копеек. Взыскать с Демидовой С.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме № рублей № копейки. В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Красноярскому краю о взыскании с Демидовой С.В. пени за период с 18 сентября 2010г. по 25 августа 2011 года в связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 7 месяцев 2009 года в сумме № рублей № копейки по объектам налогообложения, расположенным по адресу Красноярский край, город Лесосибирск, <адрес>, в сумме № рублей № копеек, <адрес> в сумме № рублей, <адрес> в сумме № рублей № копеек, отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме подачей жалобы через Лесосибирский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 05 сентября 2011 года. Судья В.В.Воеводкина