о признании бездействия незаконным и у странении нарушений инструкции



                                                                 Р Е Ш Е Н И Е                                      

Именем Российской Федерации

       29 августа 2011 года                                                                                   г. Лесосибирск

        Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Цитцер М.В., при секретаре судебного заседания Фроловой Д.А.,

с участием представителей ответчика ОАО «Лесосибирский порт» Сальмановича Ю.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Краснова В.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1009 по иску Енисейского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Лесосибирский порт» в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и устранении нарушений инструкции,

                                                            У С Т А Н О В И Л :

        Енисейский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ОАО «Лесосибирский порт» о признании бездействие, выразившееся в эксплуатации железнодорожных путей, не отвечающих требованиям безопасности, незаконным и обязании устранить нарушения п.2.2.7, п.3.1.4 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от 1.07.2000 г. до 1.09.2011 года.

        Свои требования мотивирует тем, что Енисейской транспортной прокуратурой в ходе проверки осуществления надзорной деятельности за исполнение безопасности движения на железнодорожных путях не общего пользования установлено, что ОАО «Лесосибирский порт» эксплуатирует по договору аренды внутриплощадные железнодорожные пути, относящиеся к путям не общего пользования, расположенного в порту г. Лесосибирска.

        В соответствии со ст.2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подразумевается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

        Согласно ч.1 ст.3 вышеназванного закона, законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте регулируется, в том числе, и актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством возложены соответствующие функции.

        В соответствии с ч.2 ст.20 вышеназванного закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

        Приложением к приказу МПС Российской Федерации «О мерах по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте» от ДД.ММ.ГГГГ определены основные направления системы профилактических мер по предупреждению аварийности на железных дорогах. В частности данным приложением аварийности на железных дорогах предусмотрено осуществление постоянной работы по повышению качества ремонта и содержания пути.

        В соответствии с п.3.2.3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Лесосибирский порт» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, арендатор обязуется владеть и пользоваться Объектами в соответствии с условиями договора и назначением имущества. Содержать арендуемые объекты в исправном техническом состоянии производить текущий ремонт и капитальный ремонт.

        Так, в ходе проверки железнодорожных путей не общего пользования ОАО «Лесосибирский порт» выявлено, что в нарушение требований п.4.2.3 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № 202 имеет 2 негодных флюгарочных бруса.

        В нарушение требований п.2.2.7 Инструкции МПС России по текущему, содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № в корне остряка по прямому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 10 мм.

        В нарушение требований п.2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ путь имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 18 мм.

        В нарушении требований п.2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № в СПК по боковому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 12 мм.

        В нарушение требований п.2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № за крестовиной по боковому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 10 мм.

        В нарушение требований п.2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № передний вылет крестовины по прямому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 9 мм.

        Кроме того, путь звено 2/3 высота горизонтальной ступеньки 6 мм. по левой нити, что превышает размер высоты горизонтальной ступеньки, установленный п.3.1.4 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ.

        

         В судебное заседание Енисейский транспортный прокурор не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, факсимильной связью представил заявление, согласно которого просит провести судебное разбирательство в отсутствие помощника Енисейского транспортного прокурора, исковые требования поддерживает в полном объеме.

        

        Представитель ответчика ОАО «Лесосибирский порт» Сальманович Ю.А. с требованиями прокурора не согласен, пояснив, что в 2011 году Енисейской транспортной прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой в адрес ОАО «Лесосибирский порт» было направлено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта». В ходе проверки представителями ОАО «Лесосибирский порт» давались пояснения о принадлежности железнодорожных путей. Указанное представление содержит требования об устранении нарушений в эксплуатации железнодорожных путей, в большей части не принадлежащих ОАО «Лесосибирский порт». В отношении тех путей, которые принадлежат ОАО «Лесосибирский порт» на праве аренды, предписание выполнили и о чем было направлено в прокуратуру письмо, а также что работник привлечен к дисциплинарной ответственности, также было указано какие работы производились. В требованиях прокурор просит обязать ОАО «Лесосибирский порт» устранить нарушения пунктов 2.2.7, 3.1.4 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ, стрелочный перевод № в корне остряка по прямому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 10 мм. Стрелочный перевод № находится на балансе ПЧ-16 и ОАО «Лесосибирский порт» не принадлежит. Вместе с тем, после вынесенного предписания данное нарушение было устранено, что подтверждается мастером пути МПС ПЧ-16 ФИО3, который отвечает за работоспособность данного пути.

стрелка и проходят по территории ОАО «Лесосибирский порт», остальные проходят за территорией, за них отвечает ОАО «Российские железные дороги». Когда проходила проверка, он неоднократно пытался заострить внимание прокурора и поверяющего на том, что эти пути принадлежат ОАО «Российские железные дороги». ПЧ-16 это подразделение ремонтное, которое обслуживает железную дорогу, ремонтирует и смотрит за техническим состоянием. Нарушения п. 2.2.7, это нарушения именно связанные с техническим состоянием этих путей. 202 стрелочный перевод, находится на балансе ОАО «Лесосибирский порт», в ходе проверки было выявлено 2 негодных флюгарочных бруса, в настоящее время они заменены, идут еще работы по стрелке, пути по устранению других выявленных нарушений и после сдачи в эксплуатацию будет составлен акт. Стрелочные переводы №№ , пут находятся на балансе ПЧ-16, о чем было указано при проверке и ОАО «Лесосибирский порт» ни каким образом не к техническому состоянию отношения не имеет, ни ремонт данных путей не проводит. Поэтому требования в части нарушений по стрелочным переводам, требования не признают, потому что на балансе ОАО «Лесосибирский порт» данные стрелочные переводы не состоят, ответственность за их техническое состояние несет ПЧ-16, которое обслуживает пути, согласно договора, пути находящиеся на балансе ОАО «Лесосибирский порт», обслуживает ОАО «Лесосибирский порт», производят ремонт и следят за техническим состоянием, согласно пункта 5.3 Инструкции.

        

        Представитель ответчика ОАО «Лесосибирский порт» Краснов В.Н. также не признал требования прокурора по вышеизложенным доводам, пояснив, что пути, принадлежащие ОАО «Лесосибирский порт», примыкают к путям необщего пользования, закреплёнными за ПЧ-16. В ходе проверке речь идёт о путях необщего пользования, т.е. о путях принадлежащих ПЧ-16. В предписании не написано, что они проверяли, указано пути необщего пользования. Но согласно паспорта, основная масса, кроме 202-й стрелки, принадлежит ПЧ-16. Все остальные пункты предписания относятся к ПЧ-16, в том числе путь указанный в предписании, который находится за территорией ОАО «Лесосибирский порт», примыкает к путям необщего пользования и к станции «Лесосибирск».

        

        Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил. Из представленного отзыва следует, что подъездной путь, общей площадью 2556,п.м. является собственностью Российской Федерации. Указанный объект передан в пользование ОАО «Лесосибирский порт» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ

        Статья 16 Федерального закона от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.     

        Откуда следует, что нельзя применять общие правила по содержанию железнодорожных путей общего пользования и правила по содержанию железнодорожных путей необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования к железнодорожным путям необщего пользования.

        Согласно вышеуказанной статье в случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.

        В этом случае следует применять общие правила по содержанию подъездных путей правила по содержанию железнодорожных путей общего пользования и правила по содержанию железнодорожных путей необщего пользования.

        Согласно пункту 1.7 Приказа МПС Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 «Об утверждении правил и эксплуатации путей необщего пользования» на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).

         В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем     железнодорожного      пути      необщего      пользования      и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

        В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.

        Таким образом, на основании вышеизложенного, к железнодорожным путям необщего пользования нельзя применять инструкцию МПС России по текущему содержанию пути № от ДД.ММ.ГГГГ.

        

        Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Российские железные дороги» о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил

        

        Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат частично по следующим основаниям.

        

        Согласно ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд;

        В соответствии со ст. 2 этого же закона, под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подразумевается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 20 вышеназванного закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

         В соответствии с ч.2 ст. 20, Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

        Как установлено в судебном заседании ОАО «Лесосибирский порт» в своей производственной деятельности использует железнодорожные пути необщего пользования, протяженностью 2556,00 п.м, переданные территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае от имени Российской Федерации- собственника имущества, ОАО «Лесосибирский порт» на основании договора аренды № 1671 от 21 июля 2011г. (л.д.24-31).

        Енисейской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства о безопасности движения на железнодорожных путях необщего пользования была проведена проверка, по результатам которой в адрес ОАО «Лесосибирский порт» было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта» от ДД.ММ.ГГГГ

        Согласно внесенного представления проверке подлежали железнодорожные пути ОАО «Лесосибирский порт», при этом были выявлены, что в нарушение требований :

        - п. 4.2.3 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ, стрелочный перевод № имеет два негодных флюгарочных бруса;

         - пункта 2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ, стрелочный перевод № в корне остряка по прямому направлению резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 10мм.;

         - пункта 2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ путь звено имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 18 мм.

        - пункта 2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № в СПК по боковому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 12 мм.

        - пункта 2.2.7 Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 от ДД.ММ.ГГГГ стрелочный перевод № за крестовиной по боковому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1 м. 10 мм.

        - п. 2.2.7 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП- от ДД.ММ.ГГГГ на стрелочном переводе передний вылет крестовины по прямому направлению имеет резкий отвод по ширине колеи на 1м. 9мм.

        - п. 3.1.4 Инструкции МПС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-774., путь звено 2/3 высота горизонтальной ступеньки 6 мм. по левой нити, превышает размер высоты горизонтальной ступеньки (л.д.51-52).

        ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Енисейского транспортного прокурора был дан ответ ОАО «Лесосибирский порт» об устранении выявленных нарушений (л.д.53).

        ДД.ММ.ГГГГ Енисейский транспортный прокурор обратился в Лесосибирский суд с иском о признании незаконным бездействие ОАО «Лесосибирский порт» и обязании устранить нарушения п. 2.2.7, п.3.1.4 Инструкции МПС России от ДД.ММ.ГГГГ № ЦП-., выявленные в ходе проверки.

        Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        Как усматривается из материалов дела, доказательств того, что после внесенного представления от ДД.ММ.ГГГГ, полученного ответа об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, была проведена контрольная проверка в ходе, которой установлен факт не выполнения требований предписания, в порядке ст. 56 ГПК РФ представлено суду не было.

        Вместе с тем, в судебном заседании представители ответчика ОАО «Лесосибирский порт», пояснили, что после получения предписания были проведены мероприятия по устранению выявленных в результате проверки нарушений: заменены два негодных флюгарочных бруса на стрелочном переводе ; устранен резкий отвод по ширине колеи переднего вылета крестовины на стрелочном переводе . Кроме того, представление было передано представителям балансодержателя ж/д путей необщего пользования, т.е. ОАО «РЖД» и указанные в предписании нарушения, касающиеся содержания ж/д путей, принадлежащих ОАО «РЖД» также были устранены.

        Согласно договора аренды от 21.07. 2010 года, арендатор ОАО «Лесосибирский порт» обязуется содержать арендуемые объекты в исправном техническом и надлежащем санитарном состоянии, и в соответствии с правилами пожарной безопасности, за свой счет производить текущий и капитальный ремонты ( п.3.2.3 Договора).

        Согласно Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Лесосибирский порт», примыкающему к станции Лесосибирск Красноярской ж.д., утвержденной начальником Красноярского отделения дороги ДД.ММ.ГГГГ, определены принадлежность железнодорожного пути необщего пользования (п.1.1) и место примыкания ж.д. пути необщего пользования и его границы (п.1.3), откуда следует, что ж.д. путь необщего пользования ОАО «Лесосибирский порт»,находится на совместном балансе железной дороги и ветвевладельца, расстояние в метрах распределения железнодорожных путей, расположенных на территории ОАО «Лесосибирский порт» указано в приложении (л.д.55,69). Ж.д. путь ОАО «Лесосибирский порт» примыкает стрелочными переводами № , 204, 104, 118, 201 к путям парка «Предпортовая» станция Лесосибирск.

        Из приложений , следует, что на балансе ОАО «Лесосибирский порт» находится погрузочно-разгрузочный путь , протяженностью 979,4 м, а также стрелочный перевод № 202, путь , стрелочные переводы , , находятся на балансе ПЧ-16 ( (л.д.69,70).

        Таким образом, в ходе проверки были выявлены нарушения требований Инструкции МПС России по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП- от ДД.ММ.ГГГГ, на участках, а именно путь , стрелочные переводы , , , за которые ОАО «Лесосибирский порт» ответственность за ненадлежащее их содержание не может нести.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                         Р Е Ш И Л :

        Исковые требования Енисейского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

        Признать незаконным бездействие ОАО «Лесосибирский порт», выразившееся в эксплуатации железнодорожных путей, не отвечающих требованиям безопасности.

        Обязать ОАО «Лесосибирский порт» устранить нарушения п.2.2.7 по содержанию стрелочного перевода , пункта 3.1.4 по содержанию пути , железнодорожного пути ЦП- от ДД.ММ.ГГГГ.

        В остальной части исковых требований - отказать.

        Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

        

                                Председательствующий:                         судья М.В.Цитцер