РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Лесосибирск 24 октября 2011 года Лесосибирский городской суд Красноярского края под председательством судьи Бурдуковской Л.А., при секретаре Пауковой К.А., с участием ответчика Шарыпова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1290 по исковому заявлению Енисейского транспортного прокурора к Шарыпову В.Ю. о запрете осуществления судоходства, УСТАНОВИЛ: Енисейский транспортный прокурор свое обращение в суд мотивирует тем, что ответчику Шарыпову В.Ю. принадлежит на праве собственности теплоход «<данные изъяты>». По данным Енисейского филиала Российского речного регистра теплоход «<данные изъяты>» в 2011 году не прошел ежегодное освидетельствование. 29 июня 2009 года Российским речным регистром проведено классификационное освидетельствование теплохода «<данные изъяты>», техническое состояние судна определено как - «годное», в результате проведённого освидетельствования судно признано - «годным к плаванию». Срок действия документов Речного Регистра на годность к плаванию - 22 июля 2010 года. В 2010 и 2011 годах теплоход «<данные изъяты>» не предъявлен судовладельцем к освидетельствованию экспертом Речного Регистра, что в свою очередь запрещает эксплуатацию судна. Однако в ходе проверки установлено, что теплоход «<данные изъяты>» осуществляет деятельность в Енисейском бассейне в районе города Лесосибирск, что является грубым нарушением требований действующего законодательства. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, установленные законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Согласно требованиям ч.1,2 ст. 14 КВВТ РФ, а также п.п. 24, 25 «Правил плавания по внутренним водным путям РФ», утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 (в ред. 31.03.2003) на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водном путям, должно находиться свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна, судовое -Унитарное свидетельство, разрешение на судовую радиостанцию. Однако, при проведении проверки установлено, что на теплоходе «<данные изъяты>» не имеется подтвержденного актом ежегодного освидетельствования свидетельства о годности к плаванию и свидетельство о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами и мусором. Таким образом, до настоящего времени судно на освидетельствование Российскому речному регистру не предъявлялось, акт ежегодного освидетельствования не получен, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором не подтверждено, свидетельство о годности судна к плаванию не получено. В соответствии со ст. 39 КВВТ РФ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. Согласно ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом. Енисейский водный бассейн является объектом использования его населением Красноярского края в целях хозяйственно-бытового назначения, удовлетворения потребностей в водных биологических ресурсах. Теплоход «<данные изъяты>» не предъявлялся Енисейскому филиалу Российского Речного регистра для технического освидетельствования, а, значит, не имеет расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на судно не получено. Таким образом, эксплуатация теплохода «<данные изъяты>», не прошедшего техническое освидетельствование и не имеющего действовавшего свидетельства о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами, мусором, осуществляется с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, что создает угрозу загрязнения вод Енисейского водного бассейна. В связи с чем, указанное загрязнение водного бассейна нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает риску их жизнь и здоровье. Прокурор просит запретить ответчику Шарыпову В.Ю. эксплуатацию теплохода «<данные изъяты>» до прохождения ежегодного освидетельствования Енисейским филиалом Российского речного регистра. Ответчик Шарыпов В.Ю. исковые требования признал, суду показал, что действительно эксплуатировал летом 2011 года теплоход «<данные изъяты>», регистровый номер №. На теплоходе «<данные изъяты>» не имеется подтвержденного актом ежегодного освидетельствования свидетельства о годности к плаванию и свидетельства о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами и мусором. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Енисейского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, установленные законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ. Согласно требованиям ч.1,2 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, а также п.п. 24, 25 «Правил плавания по внутренним водным путям РФ», утвержденных приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129 (в ред. 31.03.2003) на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходство по внутренним водном путям, должно находиться, в том числе и свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна, судовое - Унитарное свидетельство, разрешение на судовую радиостанцию. В соответствии со ст. 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. Согласно ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом. Енисейский водный бассейн является объектом использования его населением Красноярского края в целях хозяйственно-бытового назначения, удовлетворения потребностей в водных биологических ресурсах. Как следует из материалов дела, Шарыпов В.Ю. является собственником буксирного теплохода «<данные изъяты>», 1964 года выпуска. 29 июня 2009 года Российским речным регистром проведено классификационное освидетельствование теплохода «<данные изъяты>», техническое состояние судна определено как - «годное», в результате проведённого освидетельствования судно признано - «годным к плаванию», в связи с чем выдано классиииификационное свидетельство №. Срок действия документов Речного Регистра на годность к плаванию - 22 июля 2010 года. В 2010 и 2011 годах теплоход «<данные изъяты>» не предъявлен судовладельцем к освидетельствованию экспертом Речного Регистра, что в свою очередь запрещает эксплуатацию судна. Однако в ходе проверки установлено, что теплоход «<данные изъяты>» осуществляет деятельность в Енисейском бассейне в районе города Лесосибирск, что является грубым нарушением требований действующего законодательства. Теплоход «<данные изъяты>» не предъявлялся Енисейскому филиалу Российского Речного регистра для технического освидетельствования, а, значит, не имеет расчета по обеспечению экологической безопасности водного объекта. Свидетельство о предупреждении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором на судно не получено. Таким образом, эксплуатация теплохода «<данные изъяты>», не прошедшего техническое освидетельствование и не имеющего действовавшего свидетельства о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами, мусором, осуществляется с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, что создает угрозу загрязнения вод Енисейского водного бассейна. В связи с чем, указанное загрязнение водного бассейна нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает риску их жизнь и здоровье. Судом установлено, что на теплоходе «<данные изъяты>» не имеется подтвержденного актом ежегодного освидетельствования свидетельства о годности к плаванию и свидетельство о предотвращении загрязнения судна нефтью, сточными водами и мусором. Таким образом, до настоящего времени судно на освидетельствование Российскому речному регистру не предъявлялось, акт ежегодного освидетельствования не получен, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором не подтверждено, свидетельство о годности судна к плаванию не получено. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Енисейского транспортного прокурора к Шарыпову В.Ю. о запрете осуществления судоходства удовлетворить. Запретить Шарыпову В.Ю. эксплуатацию теплохода «<данные изъяты>» регистровый номер № до прохождения ежегодного освидетельствования Енисейским филиалом Российского речного регистра. Взыскать с Шарыпова В.Ю. государственную пошлину в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении 10 дней с момента изготовления мотивированного решения 25 октября 2011 года путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд. Судья Л.А. Бурдуковская