РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2011 года г.Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: судьи Усалевой Т.В.
При секретаре Задворнм Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя истицы Сидоровой Т.Н. - Новаковской А.В. к Администрации г.Лесосибирска о признании противоречащим закону договора коммерческого найма жилого помещения, недействительным договора найма жилого помещения для социального обслуживания населения и признании права на жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Представитель истицы Сидоровой Т.Н. - Новаковская А.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.Лесосибирска о признании недействительными договора коммерческого найма жилого помещения, договора найма жилого помещения для социального обслуживания населения и признании права на жилое помещение на условиях социального найма, мотивируя свои требования тем, что Сидорова Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годы проживала в жилом доме - в щитовом доме по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения. Данный дом был признан ветхим и в настоящее время снесен. В 2003 году администрацией г.Лесосибирска на основании договора коммерческого найма № от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой Т.Н. предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. В 2008 году администрация г.Лесосибирска обязала истицу перезаключить договор, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она проживает в данной квартире на основании договора найма жилого помещения для социального обслуживания населения № от ДД.ММ.ГГГГ. В 2009 году на обращение Сидоровой Т.Н. по вопросу приватизации занимаемой квартиры администрация г.Лесосибирска сообщила, что квартира имеет статус специального дома и приватизации не подлежит. Сидорова Т.Н. полагает, что фактически проживает в квартире на условиях социального найма, с момента заселения проживает постоянно, оплачивает коммунальные и иные платежи, содержит жилье в надлежащем состоянии, производит текущий ремонт, другого жилья не имеет. Договор № коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ противоречит закону. Наймодателем по данному договору является лицо, не обладавшее правом собственности на предмет договора. В 2003 году дом № в целом (и квартира № в частности) не находился в чьей-либо собственности. В 2006 году зарегистрировано право собственности субъекта РФ - Красноярского края. Таким образом, у администрации г.Лесосибирска в 2003 году не было полномочий на заключение договора найма данного жилого помещения. Договор № от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения для социального обслуживания населения также не соответствует нормам законодательства. Квартира, в которой проживает истица, не отнесена в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду. Дом № не отвечает признаку специального построенного и (или) переоборудованного для целей социального обслуживания престарелых граждан. Сидорова Т.Н. не являлась ветераном ни в 2003 году, ни в 2008 году при заключении договора найма жилого помещения для социального обслуживания, была вполне трудоспособна. Просила суд признать недействительным договор № от ДД.ММ.ГГГГ коммерческого найма жилого помещения по адресу: <адрес>, признать договор № от ДД.ММ.ГГГГ найма жилого помещения для социального обслуживания населения по данному адресу недействительным, признать за Сидоровой Т.Н. право на жилое помещение по адресу: <адрес> на условиях социального найма с января 2003 года, взыскать с Администрации г.Лесосибирска расходы по оплате госпошлины в размере 600 руб.
В судебном заседании представитель истицы Сидоровой Т.Н. - Новаковская А.В. исковые требования уточнила относительно требования по договору № от ДД.ММ.ГГГГ коммерческого найма жилого помещения, просила признать его противоречащим закону (л.д.81), иные исковые требования поддержала в первоначальном варианте, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска Журова М.С. в возражениях показала, что квартира по адресу: <адрес> относится к специализированному жилому фонду. Сидорова Т.Н. до настоящего времени состоит в очереди на улучшение жилищных условий, ее №. Истица знала, что вселена в специальный дом, об этом имеется соответствующее заявление Сидоровой Т.Н. Данное жилье строилось в порядке реализации специальных краевых целевых программ, касающихся поддержки лиц пожилого возраста, ветеранов и инвалидов.
Представитель третьего лица Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте слушания дела. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона – собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как установлено в судебном заседании и никем не оспаривается, квартира по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ с Сидоровой Т.Н. был заключен договор № коммерческого найма жилого помещения на вышеуказанную квартиру (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ с Сидоровой Т.Н. заключен договор № найма жилого помещения для социального обслуживания населения (л.д.8).
Суд находит установленным, что жилой дом <адрес> был возведен в качестве специального жилого дома для ветеранов войны и одиноких престарелых граждан в рамках утвержденной Законом Красноярского края № 6-351 от 06 апреля 1999 года краевой целевой программы «Старшее поколение» на 1999-2001 года и краевой целевой программы «О мероприятиях в связи с празднованием 55-й годовщины Победы в Великой отечественной войне» на 2000 год, утвержденной Законом Красноярского края № 9-637 от 10 февраля 2000 года.
Согласно договорам на долевое участие в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116-119) Управление капитального строительства администрации Красноярского края, муниципальное образование г.Лесосибирск и ОАО «<данные изъяты>» принимали участие в финансировании строительства первой и второй очереди 80-тиквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (строительный адрес). Соглашением об установлении (определении) долей законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ квартира № передана в государственную собственность Красноярского края (л.д.109). ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи недвижимого имущества субъект РФ – Красноярский край в лице Агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края безвозмездно передал из государственной собственности в муниципальную собственность г.Лесосибирска, в том числе квартиру по адресу <адрес> (л.д.102-105, 106-108). Право собственности муниципального образования г.Лесосибирск на спорную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д.98).
Постановлением администрации г.Лесосибирска Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ введена в эксплуатацию часть квартир в доме <адрес> и определено, что организация бытового обслуживания проживающих в специальном доме по адресу: <адрес> осуществляется в специальном доме для одиноких престарелых граждан по адресу: <адрес> Постановлениями администрации г.Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены списки граждан на заселение специального дома (л.д.93-94).
В последующем в подтверждение статуса было принято постановление администрации г.Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34) о наделении жилых помещений, в том числе <адрес>., статусом жилых помещений специализированного жилищного фонда. Решением Лесосибирского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о специальном доме для одиноких престарелых граждан (л.д.63-66).
Таким образом, большая часть квартир в доме <адрес>, в том числе квартира №, первоначально были построены со специальным целевым назначением как для ветеранов, одиноких и престарелых граждан. После передачи квартиры № из государственной собственности Красноярского края в муниципальную собственность – в собственность муниципального образования г.Лесосибирск данный статус не изменен, сохранен.
Довод представителя истицы о том, что дом по адресу: <адрес> не строился как специализированный и не в рамках целевых программ, суд находит совершенно голословным, он опровергается вышеизложенным.
В судебном заседании установлено, что вселение истицы в спорную квартиру действительно имело место до передачи квартиры в муниципальную собственность. Между тем суд не находит возможным для признания в связи с этим договора коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим закону, поскольку субъектом РФ – Красноярским краем вселение администрацией г.Лесосибирска граждан в <адрес> не оспорено. Позднее передача жилья из государственной собственности в муниципальную собственность оформлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. После передачи жилья в муниципальную собственность квартира № <адрес> наделена статусом жилого помещения специализированного жилищного фонда для социального обслуживания населения. Согласно информации № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение (квартира) №, расположенная по адресу: <адрес>, числится в реестре муниципальной собственности и относится к специальному дому для одиноких престарелых граждан (л.д.15).
До заселения в спорное жилое помещение Сидорова Т.Н. проживала по адресу <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м, в том числе жилой 23,7 кв.м совместно с дочерью Новаковской А.В. и внуком ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.12, 75).
Решение о выделении истице спорной квартиры следует из выписки из протокола заседания президиума горкома профсоюза работников госучреждений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122), а также выписки из протокола № 1 заседания жилищной комиссии при администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120-121), из которых следует, что Сидоровой Т.Н. выделили квартиру в доме ветеранов, по списку госучреждений.
Кроме того, при заселении в квартиру Сидорова Т.Н. была ознакомлена с правилами проживания в доме (л.д.80), заключен договор коммерческого найма жилого помещения № на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), позднее заключен договор найма жилого помещения для социального обслуживания населения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), проживает и состоит на регистрационном учете (л.д.9-10). О том, что истице был известен статус квартиры, следует из заявления Сидоровой Т.Н. о включении в договор сожителя ФИО6 и его личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78,79).
Никоим образом не меняет статуса жилого помещения по адресу: <адрес> как жилого помещения специализированного жилищного фонда и постановление Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное постановление по-прежнему наделяет жилое помещение по вышеуказанному адресу статусом жилого помещения специализированного жилищного фонда. Ссылка представителя истицы на статус этой квартиры, определенный данным постановлением, как для социальной защиты отдельных категорий граждан (а не для социального обслуживания населения), по мнению суда, совершенно несостоятельна. Как безусловно установлено в суде, жилое помещение Сидоровой Т.Н. предоставлено в пользование возмездно, что нехарактерно для жилого помещения для социальной защиты. Кроме того, данным постановлением утверждена типовая форма договора найма жилого помещения именно в домах социального обслуживания населения (л.д.34). Таким образом, постановление Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № также никоим образом не меняет статуса жилого помещения по адресу: <адрес> как специализированного жилищного фонда.
Новаковской (ранее - Песоцкой) А.В., ФИО7 на основании договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена квартира по адресу <адрес>, общей площадью 50,3 кв.м (л.д.90-91). До выделения в пользование указанного жилого помещения они проживали по <адрес> совместно с Сидоровой Т.Н. Таким образом, Сидорова Т.Н., будучи не согласной с условиями предоставления ей жилья, имела возможность заселиться в ранее занимаемое. Право проживания Сидоровой Т.Н. в квартире, отнесенной к специализированному жилищному фону, не оспаривается.
Суд находит, что вселение Сидоровой Т.Н. в такой ситуации никоим образом не нарушает ее жилищных прав.
Как установлено в суде и никем не оспаривается, Сидорова Т.Н. состоит на очереди на улучшение жилищных условий в администрации г.Лесосибирска, номер ее очереди № (дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ).
Ссылку представителя истицы на то, что дом № не имеет специального оборудования, медицинской и диспетчерской службы и т.п., а также пандуса, как на основание полагать, что он не имеет статуса специализированного жилья, суд находит несостоятельной. Как бесспорно установлено в суде, в том числе и следует из показаний представителя ответчика, в этой части не оспоренных представителем истца, специальные службы по обслуживанию квартир дома <адрес> имеются, данные службы расположены в соседнем доме №, как-то медсестра, социальный работник; социальные услуги предоставляются гражданам, не имеющим родственников или иных лиц, способных осуществлять уход, и при наличии обращения нуждающихся в социальном обслуживании жильцов специализированного дома.
Суд также учитывает, что дом является жилым, построен согласно проекту.
Суд также учитывает, что в договоре от ДД.ММ.ГГГГ № найма жилого помещения в домах социального обслуживания населения указано на то, что наймодатель обязуется обеспечить предоставление нанимателю медицинских и социально-бытовых услуг. В постановлении Администрации г.Лесосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ также указано на то, что организация бытового обслуживания проживающих в специальном доме по адресу: <адрес> осуществляется в специальном доме для одиноких престарелых граждан по адресу: <адрес>
Сторонами не оспаривается, что Сидорова Т.Н. с заявлением о предоставлении ей социальной помощи не обращалась.
В связи с этим довод представителя истицы об отсутствии признаков специализированного жилого помещения суд находит совершенно несостоятельным. Статус дома как специальный был определен краевой целевой программой, определяющей строительство специальных домов, и принятыми в дальнейшем постановлениями администрации г.Лесосибирска. Строительство жилых домов, не имеющих специального назначения, указанными программами не предусматривалось. Средства на строительства выделялись из краевого бюджета, порядок вселения и наличие службы для оказания социальных услуг свидетельствуют о статусе дома как специального.
Отсутствие в договоре коммерческого найма указания на предоставление жилья именно как в доме социального обслуживания населения не является основанием полагать, что жилье предоставлено по договору социального найма. В данном договоре указано на его срочность, возмездность, обозначен запрет на сдачу в поднаем, указано на обязанность нанимателя сдать жилое помещение по истечении срока договора, а также при досрочном его прекращении. Данные условия не являются условиями договора социального найма жилого помещения (за исключением возмездности в виде оплаты коммунальных услуг).
В такой ситуации суд считает, что не имеет правового значения наименование заключенного первоначально с Сидоровой Т.Н. договора найма жилого помещения, главное, что в этом договоре не указано на предоставление жилья в порядке очередности, улучшения жилищных условий, на условиях социального найма, с правом последующей приватизации.
Суд обращает внимание на то, что изложенное установлено также решением Лесосибирского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Сидоровой Т.Н. к Администрации г.Лесосибирска о признании права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Данным решением в удовлетворении исковых требований Сидоровой Т.Н. отказано.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования представителя истицы Сидоровй Т.Н. - Новаковской А.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований представителя истицы Сидоровой Т.Н. - Новаковской А.В. к Администрации г.Лесосибирска о признании противоречащим закону договора коммерческого найма жилого помещения, недействительным договора найма жилого помещения для социального обслуживания населения и признании права на жилое помещение на условиях социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий: Т.В.Усалева