РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Лесосибирск 14 декабря 2011 года
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Браун Г.В.,
при секретаре – Храмовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1541\2011 по иску Тетериной М.Ю. к ООО «Орбис-Регион» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года, взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ :
Тетерина М.Ю. обратилась в суд с иском к ООО «Орбис-Регион» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года, взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, незаконно удержанные из заработной платы в счет недостачи денежные средства, всего в сумме 29324,10 рублей. Также просит взыскать денежную компенсацию за просрочку выплаты задолженности по заработной плате в сумме 68545,10 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 3000 рублей. Свои требования истица мотивировала тем, что с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года она у ответчика работала в должности оператора 1С, но за все время работы не получала в полном объеме заработную плату. При увольнении ей не была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска, а также из заработной платы за июль 2011 года было незаконно удержано 3000 рублей (л.д.2).
В судебном заседании истица Тетерина М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что трудовой договор она подписывала добровольно. О том, что ей не доплачивается районный коэффициент, а сама заработная плата значительно ниже, чем положено по закону, знала, но к ответчику с требованием выплаты заработной платы не обращалась, также не обращалась за защитой своих прав в судебном порядке. Возможности обратиться в суд за защитой трудовых прав ее никто не лишал. При увольнении ей не выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска. С ее заработной платы, подлежащей выплате за июль 2011 года, было удержано 3000 рублей за недостачу на складе. Денежную компенсацию за просрочку выплаты заработной платы просит взыскать в соответствии со статьей 236 ТК РФ исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Моральный вред заключается в том, что по вине ответчика она не смогла своевременно получить заработную плату, ей неправильно оплатили компенсацию за неиспользованные дни отпуска. Из-за отсутствия денежных средств она была лишена возможности приобрести продукты питания и одежду.
Представитель ответчика – Колосков Д.С. (по доверенности) с исковыми требованиями не согласился. Заявил о пропуске истицей срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате. Дополнительно пояснил, что у предприятия перед истицей имеется задолженность по заработной плате только в сумме 144,80 рублей. Расчет при увольнении с истицей был произведен полностью. Сумма недостачи была внесена Тетериной М.Ю. добровольно уже после увольнения, в подтверждение чего ей выдали приходный кассовый ордер, из заработной платы сумма недостачи не удерживалась. Моральный вред причинен не был.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании бесспорно установлено, что Тетерина М.Ю. работала в должности оператора в Лесосибирском филиале ООО «Орбис-Регион» с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года (л.д.9). Также установлено, что трудовой договор, с указанием режима рабочего времени и времени отдыха, с указанием должностного оклада, надбавок, Тетерина М.Ю. подписывала и с его содержанием была ознакомлена (л.д.17-18).
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика было заявлено о пропуске истицей срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 ТК РФ с требованиями о взыскании заработной платы за период трудовой деятельности истицы.
В силу требований статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске срока по уважительным причинам, он может быть восстановлен судом.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 года № 295-О-О,, По запросу Облученского районного суда Еврейской автономной области о проверке конституционности части первой статьи 392 ТК РФ,,, начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом. Оценивая уважительность причин пропуска срока, суд проверяет и учитывает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе оценивает характер причин, не позволивших работнику обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
В соответствии с п.5 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2,, О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ,, в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд с иском за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольным членом семьи). Таким образом, уважительными причинами могут быть исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работника, препятствующие подаче искового заявления.
Истица просит о взыскании с ответчика задолженности по заработной плате за период с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года. С иском в суд Тетерина М.Ю. обратилась 24 октября 2011 года (л.д.2).
В суде истица пояснила, что в период своей трудовой деятельности, она получала заработную плату ежемесячно, но не в полном объеме. Вместе с тем, получая денежные средства с момента трудоустройства не в полном объеме, она в суд не обращалась, этой возможности ее никто не лишал. Таким образом, о нарушении своего права на получение заработной платы истица узнавала ежемесячно, начиная с октября 2010 года.
Спор о праве на получение заработной платы является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем и по такому спору установлен трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В суде истицей не заявлено о восстановлении срока на обращение в суд, с приведением соответствующих доказательств его пропуска по уважительным причинам. Судом также не установлено наличия уважительных причин для восстановления Тетериной М.Ю. срока, поскольку о нарушении своего права истице было известно с октября 2010 года, однако с иском в суд она не обращалась. Более того, достоверно зная о нарушении своего права и, как утверждает истица, не получая заработную плату в полном объеме, она не воспользовалась своими правами, предусмотренными статьей 21 ТК РФ на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, а также защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Таким образом, за отработанное время в июле 2011 года, заработная плата подлежит выплате до конца данного месяца. Следовательно, суд считает, что срок обращения в суд с иском о взыскании заработной платы за июль 2011 года истицей не пропущен.
В силу требований статьи 198 части 4 ГПК РФ, в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, суд принимает заявление ответчика о пропуске истицей трехмесячного срока обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы, оснований для восстановления данного срока не имеется, уважительных причин пропуска данного срока Тетериной М.Ю. не названо и судом не установлено. С исковым заявлением о защите нарушенных трудовых прав истица обратилась 24 октября 2011 года, следовательно, истицей пропущен срок обращения с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате за период с октября 2010 года по июнь 2011 года включительно.
Разрешая требования истицы о взыскании задолженности по заработной плате за июль 2011 года, судом были проверены и проанализированы представленные сторонами доказательства.
Согласно статье 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются условия оплаты труда, в том числе размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. В соответствии со статьей 316 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст.56 ГПК РФ стороны вправе представлять доказательства, подтверждающие свои требования и возражения.
Доводы истицы о том, что ее заработная плата не может быть менее установленного действующим законодательством МРОТ с учетом начисления на него районного коэффициента и северной надбавки, являются обоснованными.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников, исполняющих свои обязанности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, они направлены на обеспечение данным работникам государственных гарантий в виде повышенной, по сравнению со всеми остальными категориями работников, оплаты труда.
В соответствии со статьей 133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Заработная плата работника должна устанавливаться работодателями на основании требований трудового законодательства. При этом оплата труда в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, при установлении оплаты труда работника, исполняющего свои трудовые обязанности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьей 315-317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентами и надбавками к заработной плате. Это означает, как указал Верховный Суд РФ в своем Определении от 24 июня 2011 года № 52-В11-1, что заработная плата работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера должна определяться в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего, к ней должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона,, О минимальном размере оплаты труда,, в редакции ФЗ-91 от 24 июня 2008 года, с 01 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в 4611 рублей. Таким образом, заработная плата истицы в месяц должна была составлять не менее 8299,80 рублей ( 4611 х 1,8 (районный коэффициент 30% и северная надбавка 50%) = 8299,80 рублей).
Истица отработала в июле 2011 года - 21 рабочий день, следовательно, ее заработная плата за полностью отработанный месяц должна составлять 8299,80 рублей. Из расходно-кассового ордера следует, что в июле 2011 года Тетерина М.Ю. получила 9000 рублей (л.д.19).
Требования истицы о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованные дни отпуска подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
С учетом требований статей 114-116 ТК РФ, в суде бесспорно установлено, что истице должен предоставляться отпуск продолжительностью 44 календарных дня, в связи с ее работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При таких обстоятельства, ссылка в трудовом договоре на продолжительность отпуска 36 календарных дней, противоречит требованиям Трудового кодекса РФ.
Также установлено, что у ответчика отсутствуют какие-либо приказы на предоставление истице отпусков, либо о выплате ей компенсации за неиспользованные дни отпуска. Вместе с тем, из расходно-кассового ордера (л.д.20) следует, что истице была выплачена компенсация за отпуск в сумме 3333 рубля.
В соответствии со статьей 139 ТК РФ, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска начисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
При любом режиме работы расчет средней заработной платы производится исходя их фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев. При этом, календарным месяцем считается период с 01 по 30 (31) число соответствующего месяца включительно, в феврале по 28 (29) число включительно.
Проверив все представленные доказательства, заслушав стороны, суд считает, что истице следует выплатить компенсацию за неиспользованные 37 дней отпуска. При этом суд считает установленным, что заработная плата истицы должна быть за период с октября 2010 года по май 2011 года не менее 7794 рублей в месяц, а в июне и июле 2011 года не менее 8299,80 рублей, о чем судом было указано в решении выше. При этом, судом бесспорно установлено, что истица полностью отработала 10 месяцев.
За период с 01 октября 2010 года до 30 июля 2011 года подлежит компенсации 37 дней отпуска из следующего расчета. Подлежит применению за полный месяц работы коэффициент 3,67 (44 дня : 12 месяцев). За период с 01 октября 2010 года до 30 июля 2011 года было отработано 10 полных месяцев. 10 месяцев х 3,67 = 37 дней.
Расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска: за период с 1 октября 2010 года по 30 июля 2011 года получаемая истицей заработная плата должна была составляла:
- с октября 2010 года по май 2011 года из расчета 7794 рубля х 8 месяцев = 62352 рублей,
- с июня по июль 2011 года из расчета 8299,80 рублей х 2 месяца = 16599,60 рублей,
( 62352+16599,60=78951,60 рублей : 10 месяцев : 29,4 = 268,54 рублей в день х 37 дней неиспользованного отпуска = 9935,98 рублей).
Следовательно, с ответчика в пользу истицы, подлежала взысканию задолженность по заработной плате за июль 2011 года и компенсация за неиспользованные дни отпуска в общей сумме 18235,78 рублей (8299,80 рублей.
+ 9935,98 рублей ). Вместе с тем, в суде установлено и полностью подтверждено платежными документами, что Тетериной М.Ю. в июле 2011 года была выплачена заработная плата и компенсация за неиспользованные дня отпуска в общей сумме 12333 рубля (л.д.19,20). Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию задолженность в сумме 5902,78 рубля (18235,78 – 12333).
В соответствии со статьей 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты сумм при увольнении, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
На основании статьи 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора, выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Судом установлено, что трудовой договор с истицей был прекращен 30 июля 2011 года, следовательно, окончательный расчет при увольнении должен был быть выплачен в указанный день.
Истица просит о взыскании процентов за 85 дней, то есть с 01 августа 2011 года по 24 октября 2011 года. Задолженность по выплатам при увольнении составляет 5902,78 рублей. Ставка рефинансирования составляет 8,25%, соответственно 1\300 ставки рефинансирования составляет 0,028. Таким образом, сумма процентов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 140,49 рублей (5902,78 х 85 х 0,028 : 100).
На основании статьи 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Судом установлено, что работодателем были существенно нарушены требования трудового законодательства, а именно в день увольнения с истицей не был произведен в полном объеме окончательный расчет. Более того, данный расчет не выплачен до настоящего времени, в добровольном порядке ответчик сумму задолженности истице не выплатил. Таким образом, со стороны работодателя нарушены трудовые права истицы на своевременную и в полном объеме выплату денежных средств, связанных с исполнением обязанностей по трудовому договору. Учитывая характер нарушения, длительность невыплаты истице денежных средств ответчиком, суд определяет размер компенсации морального вреда в 1000 рублей.
Доводы истицы о том, что с ее заработной платы за июль 2011 года было незаконно удержано в возмещение недостачи по ревизии 3000 рублей, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Так, судом установлено, что у истицы на руках находится квитанция № от ДД.ММ.ГГГГ к приходному кассовому ордеру о получении в ООО «Орбис Регион» от Тетериной М.Ю. в счет недостачи на складе 3000 рублей (л.д.10). Данные денежные средства поступили в кассу предприятия после прекращения трудовых отношений с истицей. Также судом установлено, что заработная плата за июль 2011 года была выплачена истице в полном размере, доказательств того, что сумма 3000 рублей была удержана из заработной платы за июль 2011 года – истицей не представлено и судом не установлено.
С учетом всего вышеизложенного, суд удовлетворяет требования истицы частично и взыскивает с ООО «Орбис-Регион» в пользу Тетериной М.Ю. компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 5902,78 рублей, проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 140,49 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей. В остальной части исковые требования Тетериной М.Ю. суд считает необоснованными и в их удовлетворении отказывает.
В соответствии со статьей 393 ТК РФ, статьей 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать госпошлину в сумме 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тетериной М.Ю. к ООО «Орбис-Регион» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01 октября 2010 года по 30 июля 2011 года, взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Орбис-Регион» в пользу Тетериной М.Ю. компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 5902,78 рублей, проценты за нарушение работодателем установленного срока выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 140,49 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей, всего 7043,27 рублей.
В остальной части исковые требования Тетериной ФИО10 к ООО «Орбис-Регион» – оставить без удовлетворения.
Взыскать с ООО «Орбис-Регион» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня составления в окончательной форме, подачей кассационной жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий судья Г.В. Браун