о взыскании компенсации морального вреда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года г. Лесосибирск

    Судья Лесосибирского городского суда Красноярского края Бурмакина Т.А. при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пистер Э.Г. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    Пистер Э.Г. обратилась в суд с иском о взыскании с Министерства финансов РФ компенсации морального вреда в размере рублей.

    Свои требования мотивирует тем, что ее семья пострадала от политических репрессий, отец ФИО4 работал в деревне животноводом до 1942 года, его забрали в трудармию и больше о нем ничего не известно. Истица и ее сестры остались без попечения отца, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанного подвергшимся политическим репрессиям и реабилитированного.

    Статьи 15, 17 Конституции РФ устанавливают, что принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России, а статьи 52, 53 гласят, что права потерпевшего от злоупотребления властью охраняются законом и каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и должностных лиц.

    Согласно нормам международного права, в частности решения Европейского суда по правам человека от 02 февраля 2010 г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» истица имеет право на возмещение морального вреда, причиненного ей политическими репрессиями советского периода. Постановлением Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2010 г. № 4-П установлено, что решение Европейского Суда по правам человека является основанием для рассмотрения гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Истица, будучи в несовершеннолетнем возрасте, оставшись без отца по вине Правительства, испытала всю тяжесть: голод, холод, беззащитность, испытала унижение, пришлось работать с малых лет в няньках.

    В судебное заседание Пистер Э.Г. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

    Представитель Министерства финансов РФ, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился, о причинах неявки не сообщил.

    Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных документов, отец истицы ФИО4 на основании Указа ПВС СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. был подвергнут по политическим мотивам и национальному признаку административному выселению из <адрес> (л.д. 3).

Согласно архивной справки ФИО4 находился в трудовой армии при учреждении У-235 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по день смерти (л.д. 4-6).

На основании п. «в» ст. 3 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» ФИО4, а также Пистер <данные изъяты> Э.Г. были реабилитированы (л.д. 3, 14).

Пистер Э.Г. обратилась в суд с заявлением о взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на решение Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02 февраля 2010 года, которым суд обязал выплатить обратившимся жертвам советских политических репрессий денежные средства в качестве компенсации причиненного морального вреда.

В целях компенсации вреда, причиненного репрессированным лицам, был принят Закон РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Цель данного Закона, согласно его преамбуле - реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. Исходя из этой цели определяется круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации и лиц, пострадавших от политических репрессий, а также порядок реабилитации и ее общие правовые последствия.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2005) «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Указанным законом РФ компенсация морального вреда не предусмотрена.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

На основании ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Статья 151 ГК РФ и вышеназванные требования закона введены в действие с 01.03.1996 года.

Ранее ст. 131 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» от 31.05.1991 г. было предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного гражданину неправомерными действиями при наличии вины причинителя.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

Однако, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие, то моральный вред в указанном случае подлежит компенсации.

Таким образом, ни Закон РФ от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», ни законодательство Российской Федерации, а также Союза ССР, действовавшее во время возникновения спорных правоотношений (1942 г.), не предусматривают возможности взыскания морального вреда, причиненного политическими репрессиями.

Таким образом, исходя из приведенных норм законодательства, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Пистер Э.Г. о компенсации морального вреда, причиненного незаконным выселением по национальному признаку.

Ссылка Пистер Э.Г. в обоснование заявленных требований на постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» от 02 февраля 2010 г. является несостоятельной, поскольку данное постановление Европейского Суда по правам человека не затрагивает права и свободы граждан Российской Федерации, признанных подвергшимися и пострадавшими от политических репрессий, и было вынесено по результатам обращения в Европейский Суд по правам человека граждан Грузии.

В соответствии со статей 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 г. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Европейского Суда по правам человека по делам, в которых они являются сторонами.

Российская Федерация не являлась стороной по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в связи с чем данное постановление Европейского Суда по правам человека не носит для Российской Федерации обязательный характер исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1934-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации компенсации морального вреда в размере рублей Пистер Э.Г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.

Судья Т.А. Бурмакина.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2011 г.