Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
24 марта 2011 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еркалова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Лесосибирске о перерасчете размера трудовой пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Еркалова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Лесосибирске о перерасчете размера трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составить 29 марта 2011 года.
Председательствующий:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2011 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Князева А.А.
при секретаре Покатовой Н.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еркалова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Лесосибирске о перерасчете размера трудовой пенсии.
У С Т А Н О В И Л :
Еркалов М.Н. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лесосибирске Красноярского края произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости с учетом его работы в районе Крайнего Севера в мае-июне 1961 года в г. Архангельске, Баренцевом море в должности боцмана во время перегона теплохода «Литва». Федеральным законом № 72-ФЗ от 28 апреля 2009 года в ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» внесены изменения, согласно которым лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличен. Истец полагает, что он имеет право на повышенную базовую часть пенсии с учетом указанного периода работы в районе Крайнего Севера. Свои требования мотивирует тем, что 23 марта 1961 года был направлен работодателем в г. Горький для перегона теплохода «Литва» на реку Енисей. В начале мая 1961 года теплоход «Литва», на котором он работал в качестве боцмана, двигался в порт Архангельск, пройдя ряд шлюзов Северо-Двинской системы. Более одного месяца команда, в числе которой был и истец, находилась вместе с теплоходом в порту Архангельск на ремонте, после чего теплоход вышел в Баренцево море. В связи со штормом в Баренцевом море теплоход «Латвия» был вынужден зайти в устье реки Печоры, где находился более 10 дней. Он вернулся из командировки в конце августа 1961 года. Имеется приказ № от 20 марта 1961 года, согласно которому он вместе с работниками Подтесовской ремонтно-эксплуатационной базы флота был направлен в командировку в г. Горький на судоремзавод имени 40 Годовщины Октября для перегона дизельэлектроходов «Латвия» и «Литва». В связи с тем, что указанный приказ носит общий организационный характер и не содержит сведений о каждом работнике, направленном в командировку, а документы о его направлении в командировку на предприятии не сохранились, ответчик отказал произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости за счет увеличения базовой части. Еркалов М.Н. просит произвести перерасчет с 01 марта 2011 года.
В судебном заседании истец Еркалов М.Н. исковые требования поддержал, изложив указанные обстоятельства, суду пояснил, что его обычная работа в пределах реки Енисей до порта Игарка действительно носила разъездной характер. Но в данном случае речь идет о длительной командировке в районе Крайнего Севера в более сложных условиях.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Лесосибирске Красноярского края Сорокин И.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что работа истца носила разъездной характер, являлась работой в пути, в связи с чем выезд истца в 1961 году в г. Горький, который не относится к районам Крайнего Севера, не является служебной командировкой.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 28 апреля 2009 года) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы. При этом возмещение расходов за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время.
Согласно "Уставу службы на судах Министерства речного флота РСФСР" (утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 N 30 в ред. от 03.06.1998 г.) в целях обеспечения безопасности плавания судна и сохранности груза, а также максимальной эффективности рейса капитан вправе выбирать тот путь следования, который он сочтет необходимым с учетом условий, обстоятельств и ограничений, обусловленных документами Речного Регистра РСФСР, или Регистра СССР, или других полномочных органов. При этом, именно капитан судна выполняет предварительную прокладку на навигационных картах, по которым ведется исполнительная прокладка, назначая курс и поправки к нему. Вахтенная служба (вахта) на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Члены судового экипажа, находящиеся на вахте, именуются вахтенными. Лица командного состава - старшие по вахте - обязаны вести установленные вахтенные журналы согласно правилам их ведения.
Положениеоб особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133, устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна - работников командного состава судна и судовой команды (работников плавсостава), в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.
Приказ Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" обязывает работника плавсостава в течение рабочего времени выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации). Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы и другие) выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы. На судах смешанного "река - море" плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Еркалов М.Н. назначен рулевым на теплоход «Радлов». 23 марта 1961 года он направлен боцманом на перегон теплохода Литва», ДД.ММ.ГГГГ назначен рулевым-мотористом на теплоход «Канск», ДД.ММ.ГГГГ - назначен рулевым на теплоход «Близняк», ДД.ММ.ГГГГ назначен мотористом-рулевым Р/ф 504, а ДД.ММ.ГГГГ уволен, в связи с призывом в Советскую Армию.
В судебном заседании также установлено и не оспаривается сторонами, что в соответствии с приказом № от 20 марта 1961 года истец в составе экипажа направлен в г. Горький для перегона дизельэлектроходов «Латвия» и «Литва» к порту приписки судов.
Данное обстоятельство подтверждено как записью в трудовой книжке истца, так и указанным приказом по личному составу Подтесовской ремонтно-эксплуатационной базы флота.
Вместе с тем, довод истца о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости основан на том, что разъездной характер его работы связан с передвижением судна в пределах реки Енисей, в то время как указанная командировка в г. Горький носила более длительный характер с особыми условиями и протекала через порт Архангельск и Баренцево море, которые отнесены к районам Крайнего Севера.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 14.06.1929, утративший силу с 1 октября 1968 года в связи с изданием Указа Президиума ВС СССР от 17.09.1968 N 3095-VII, малым плаванием признавал плавание: в Белом море, а также в водах Северного Ледовитого океана на восток - до меридиана мыса Тонкий (61° восточной долготы), на запад - в Атлантическом океане - до меридиана Трондгейм, на север - до 72 параллели; в Балтийском море с его заливами, в Бельтах, в Зунде и Каттегате - до линии Скаген - Линдеснее и через Кильский канал до устья реки Эмс; в Азовском море и в Черном море - до Константинополя; в Каспийском море;в морях Тихого океана: в Беринговом море - до Берингова пролива, в Охотском море - в Татарском проливе и в Японском море - до линии Мозампо - Нагасаки. Дальним плаванием признавалось всякое плавание за пределы, указанные в ст. 3.
Суду не представлены доказательства, подтверждающие нахождение дизельэлектрохода «Литва» в указанный период в районе Крайнего Севера - вахтенные журналы, навигационные карты. Находясь на судне, истец выполнял свои должностные обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации, при этом продолжительность его работы не превышала 6 месяцев, а в этом случае не производится смена экипажа. Кроме того, продолжительность работы истца при суммированном учете рабочего времени составила один навигационный период, плавание, со слов истца, проходило в водах Северного Ледовитого океана на восток, и признавалось действующим законодательством малым.
Между тем, суд учитывает, что при определении количества календарных лет работы в районах, приравненных к Крайнему Северу, лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, правоустанавливающим условием для осуществления перевода стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы в районах Крайнего Севера является наличие факта работы в указанных районах и местностях независимо от ее продолжительности, при этом в северный стаж может включаться осуществлявшаяся непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях трудовая деятельность работника в период нахождения в служебных командировках.
В соответствии с трудовым законодательством служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
С учетом вышеизложенного, суд находит бесспорно установленным, что работа истца при перегоне дизельэлектрохода «Литва» в течение всего навигационного периода 1961 года носила разъездной характер, выезд в г. Горький в период с 23 марта 1961 года для перегона судна не являлись служебной командировкой, а являлись обычным выполнением своих трудовых функций по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации как работника плавающего состава. Кроме того, суду не представлены доказательства нахождения указанного судна в районах Крайнего Севера.
Суд полает, что работники плавающего состава за разъездной характер своей работы получали соответствующие надбавки к заработной плате, такой характер их работы учтен законодателем и при установлении права на досрочное пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах исковые требования Еркалова М.Н. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Еркалова М.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Лесосибирске о перерасчете размера трудовой пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 29 марта 2011 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья
Лесосибирского городского суда А.А. Князев